ОУП.08 Биология 2025-2026 уч.год

Российская Федерация
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б. КАЗИАХМЕДОВА»

Рабочая программа
Учебной дисциплины ОУП.08 Биология
общеобразовательного цикла основной
образовательной программы
Специальности

44.02.02. Преподавание в начальных классах
44.02.01. «Дошкольное образование»
44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
49.02.01 Физическая культура

профиль обучения: гуманитарный

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальностям среднего
профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»,
44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.05. «Коррекционная педагогика в
начальном образовании», 49.02.01 Физическая культура.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Дербентского профессиональнопедагогического колледжа имени Г.Б.Казиахмедова»
Разработчик: Юзбегов Н.З.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
"Биология"
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "БИОЛОГИЯ"
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальностям среднего
профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»,
44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.05. «Коррекционная педагогика в
начальном образовании», 49.02.01 Физическая культура.
Трудоемкость дисциплины "Биология" на базовом уровне составляет 72 часа, из
которых 40 часов включает профессионально-ориентированное содержание,
усиливающее профессиональную составляющую по конкретной профессии или
специальности в зависимости от ФГОС СПО специальности/профессии, 32 часов
приходится на практические занятия.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в
отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1.
сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых
систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических
процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира,
взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2. развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения
за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений,
интерпретировать результаты наблюдений,
3.
сформировать
навыки
проведения
простейших
биологических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения
с объектами и оборудованием;
4.
развить умения использовать информацию биологического характера из
различных источников;

5.
сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и
соблюдать меры профилактики заболеваний.
6.
сформировать понимание значимости достижений биологической науки и
технологий в практической деятельности человека, развитии современных
медицинских технологий и агробиотехнологий.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты

Освоения дисциплины

общие
B части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной
деятельности технологической и
социальной направленности,
способность инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать
и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для

дисциплинарные
сформированность знаний о
месте и роли биологии в
системе научного знания;
функциональной грамотности
человека для решения
жизненных проблем;
сформированность умения
раскрывать содержание
основополагающих
биологических терминов и
понятий: жизнь, клетка,
ткань, орган, организм, вид
популяция, экосистема,
биоценоз, биосфера;
метаболизм (обмен веществ и
превращение энергии),
гомеостаз (саморегуляция),
биосинтез белка, структурная
организация живых систем,
дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение

сравнения, классификации и
обобщения

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

(репродукция),
наследственность,
изменчивость,
энергозависимость, рост и
развитие, уровневая
организация;
сформированность умения
раскрывать содержание
основополагающих
биологических теорий и
гипотез: клеточной,
хромосомной, мутационной,
эволюционной,
происхождения жизни и
человека
- определять цели деятельности, сформированность умений
задавать параметры и критерии
критически оценивать
их достижения;
информацию биологического
- выявлять закономерности и
содержания, включающую
противоречия в рассматриваемых псевдонаучные знания из
явлениях;
различных источников
- вносить коррективы в
(средства массовой
деятельность, оценивать
информации, научносоответствие результатов целям, популярные материалы);
оценивать риски последствий
интерпретировать этические
деятельности;
аспекты современных
- развивать креативное
исследований в биологии,
мышление при решении
медицине, биотехнологии;
жизненных проблем
рассматривать глобальные
б) базовые исследовательские
экологические проблемы
действия:
современности, формировать
- владеть навыками учебнопо отношению к ним
исследовательской и проектной
собственную позицию;
деятельности, навыками
сформированность умений
разрешения проблем;
создавать собственные
- выявлять причиннописьменные и устные
следственные связи и
сообщения на основе
актуализировать задачу,
биологической информации
выдвигать гипотезу ее решения,
из нескольких источников,

находить аргументы для
доказательства своих
утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
- анализировать полученные в
ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования
в познавательной и социальной
практике
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию,
взаимодействовать самостоятельности
и
самоопределению;
работать в
-овладение навыками учебноколлективе и
исследовательской, проектной и
команде
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учетом мнений участников
обсуждать результаты

грамотно использовать
понятийный аппарат
биологии

приобретение опыта
опыта применения основных
методов
методов
научного познания,
используемых в биологии:
наблюдения и описания
живых систем, процессов и
явлений; организации и
проведения биологического
эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления
зависимости между
исследуемыми величинами,
объяснения полученных
результатов формулирования
выводов с использованием
научных понятий, теорий и
законов

совместной работы;
- координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями: г)
принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать
мир с позиции другого человека
ОК 07.
В области экологического
Содействовать
воспитания:
сохранению
- сформированность
окружающей
экологической культуры,
среды,
понимание влияния социальноресурсосбережению экономических процессов на
, применять знания состояние природной и
об изменении
социальной среды, осознание
климата, принципы глобального характера
бережливого
экологических проблем;
производства,
- планирование и осуществление
эффективно
действий в окружающей среде на
действовать в
основе знания целей устойчивого
чрезвычайных
развития человечества;
ситуациях
активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать

сформированность умения
применять полученные
знания для объяснения
биологических процессов и
явлений, для принятия
практических решений в
повседневной жизни с целью
обеспечения безопасности
своего здоровья и здоровья
окружающих людей,
соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного
поведения в окружающей
природной среде; понимание
необходимости
использования достижений
современной биологии и
биотехнологий для

неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
-расширение опыта деятельности
экологической направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной
социальной деятельности

рационального
природопользования

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
дисциплины
в т. ч.
Основное содержание
в т.ч.
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация (диф. зачет)

Объем в часах
72

72
40
32
2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

2
Основное содержание
Раздел 1. Биология как наука. Живые системы и их организация
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Биология
Биология – наука о живой природе. Связи биологии с общественными, техническими и
в системе наук.
другими естественными науками, философией, религией, этикой, эстетикой и правом.
Общая
Роль биологии в формировании современной научной картины мира. Система
характеристика
биологических наук.
жизни
Методы познания живой природы (наблюдение, эксперимент, описание, измерение,
классификация, моделирование, статистическая обработка данных).
Живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии. Отличие живых систем
от неорганической природы. Свойства биосистем и их разнообразие.
Уровни
организации
биосистем:
молекулярно-генетический,
клеточный,
организменный, популяционно-видовой, экосистемный (био - геоценотический),
биосферный
Раздел 2 Химический состав и строение клетки
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Химический состав Химический состав клетки. Химические элементы: макроэлементы, микроэлементы.
клетки. Вода
Вода и минеральные вещества. Функции воды и минеральных веществ в клетке.
и минеральные
Поддержание осмотического баланса
вещества
Практическое занятие1
№ 1 «Биологическая роль минеральных веществ в обеспечении жизнедеятельности
организмов, проявления дисбаланса минеральных элементов»
Тема 2.2.
Содержание учебного материала

Объем
часов
3

Формируемые
компетенции
4

2
2

ОК-02

10
2

1

4

ОК-01, ОК-02,
ОК-04

Биологически
важные химические
соединения

Тема 2.3.
Структурнофункциональная
организация клеток

Белки. Состав и строение белков. Аминокислоты – мономеры белков. Незаменимые и
заменимые аминокислоты. Аминокислотный состав. Уровни структуры белковой
молекулы (первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура). Химические
свойства белков. Биологические функции белков. Ферменты – биологические
катализаторы. Строение фермента: активный центр, субстратная специфичность.
Коферменты. Витамины. Отличия ферментов от неорганических катализаторов.
Углеводы: моносахариды (глюкоза, рибоза и дезоксирибоза), дисахариды (сахароза,
лактоза) и полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза). Биологические функции
углеводов. Липиды: триглицериды, фосфолипиды, стероиды. Гидрофильногидрофобные свойства. Биологические функции липидов. Сравнение углеводов,
белков и липидов как источников энергии. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.
Нуклеотиды – мономеры нуклеиновых кислот. Строение и функции ДНК. Строение и
функции РНК. АТФ: строение и функции
Лабораторные занятия (на выбор преподавателя)
№ 1 «Определение витамина С в продуктах питания»
или «Определение наличия крахмала в продуктах питания»
или «Гидрофильно-гидрофобные свойства липидов»
или «Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или
каталазы)»
Содержание учебного материала
Цитология – наука о клетке. Клеточная теория – пример взаимодействия идей и фактов
в научном познании. Методы изучения клетки.
Клетка как целостная живая система. Общие признаки клеток: замкнутая наружная
мембрана, молекулы ДНК как генетический аппарат, система синтеза белка.
Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Особенности строения
прокариотической клетки. Клеточная стенка бактерий. Строение эукариотической
клетки. Основные отличия растительной, животной и грибной клетки. Поверхностные
структуры клеток– клеточная стенка, гликокаликс, их функции. Плазматическая
мембрана, ее свойства и функции.
Цитоплазма и ее органоиды. Одномембранные органоиды клетки: ЭПС, аппарат
Гольджи, лизосомы. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды.
Происхождение митохондрий и пластид. Виды пластид. Немембранные органоиды
клетки: рибосомы, клеточный центр, центриоли, реснички, жгутики. Функции
органоидов клетки. Включения.

2

4

Ядро – регуляторный центр клетки. Строение ядра: ядерная оболочка, кариоплазма,
хроматин, ядрышко. Хромосомы. Транспорт веществ в клетке
Лабораторные занятия (на выбор преподавателя)
№ 2 «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал,
каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
или «Изучение строения клеток растений, животных и бактерий под микроскопом на
готовых микропрепаратах и их описание»
или «Проницаемость мембраны (плазмолиз, деплазмолиз)»
Раздел 3. Жизнедеятельность клетки
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Обмен веществ
Обмен веществ, или метаболизм. Ассимиляция (пластический обмен) и диссимиляция
и превращение
(энергетический обмен) – две стороны единого процесса метаболизма. Роль законов
энергии
сохранения вещества и энергии в понимании метаболизма. Типы обмена веществ:
в клетке
автотрофный и гетеротрофный. Роль ферментов в обмене веществ и превращении
энергии в клетке. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Реакции
фотосинтеза. Эффективность фотосинтеза. Значение фотосинтеза для жизни на Земле.
Влияние условий среды на фотосинтез и способы повышения его продуктивности у
культурных растений. Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение
хемосинтеза для жизни на Земле.
Энергетический обмен в клетке. Расщепление веществ, выделение и аккумулирование
энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Брожение и его виды.
Кислородное окисление, или клеточное дыхание. Окислительное фосфорилирование.
Эффективность энергетического обмена
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Биосинтез белка
Реакции матричного синтеза. Генетическая информация и ДНК. Реализация
генетической информации в клетке. Генетический код и его свойства. Транскрипция –
матричный синтез РНК. Трансляция – биосинтез белка. Этапы трансляции.
Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка
Практическое занятие
№ 2 «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов»
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Вирусы
Неклеточные формы жизни – вирусы. История открытия вирусов (Д. И. Ивановский).
Особенности строения и жизненного цикла вирусов. Бактериофаги. Болезни растений,

2

6
3

ОК-01, ОК-02,
ОК-04

2

1
1

животных и человека, вызываемые вирусами. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
– возбудитель СПИДа. Профилактика распространения вирусных заболеваний
Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Жизненный цикл
Клеточный цикл, или жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Процессы,
клетки
протекающие в интерфазе. Репликация – реакция матричного синтеза ДНК. Строение
хромосом. Хромосомный набор – кариотип. Диплоидный и гаплоидный хромосомные
наборы. Хроматиды. Цитологические основы размножения и индивидуального
развития организмов. Деление клетки – митоз. Стадии митоза. Процессы,
происходящие на разных стадиях митоза. Биологический смысл митоза.
Программируемая гибель клетки - апоптоз
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Формы размножения Формы размножения организмов: бесполое и половое. Виды бесполого размножения:
организмов
деление надвое и почкование одно и многоклеточных, спорообразование, вегетативное
размножение. Искусственное клонирование организмов, его значение для селекции.
Половое размножение, его отличия от бесполого. Мейоз. Стадии мейоза. Процессы,
происходящие на стадиях мейоза. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер.
Биологический смысл и значение мейоза. Гаметогенез – процесс образования половых
клеток у животных. Половые железы: семенники и яичники. Образование и развитие
половых клеток – гамет (сперматозоид, яйцеклетка) – сперматогенез и оогенез.
Особенности строения яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Партеногенез
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
Индивидуальное
Индивидуальное развитие (онтогенез). Эмбриональное развитие (эмбриогенез). Этапы
развитие организмов эмбрионального развития у позвоночных животных: дробление, гаструляция,
органогенез. Постэмбриональное развитие. Типы постэмбрионального развития:
прямое, непрямое (личиночное). Влияние среды на развитие организмов; факторы,
способные вызывать врожденные уродства. Рост и развитие растений. Онтогенез
цветкового растения: двойное оплодотворение, строение семени, стадии развития
Практические занятия
№ 3 «Инфекционные заболевания и эпидемии в истории человечества».
№ 4 «Вакцинация как профилактика инфекционных заболеваний»
Раздел 5. Наследственность и изменчивость организмов
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Закономерности
Предмет и задачи генетики. Роль цитологии и эмбриологии в становлении генетики.

6
2

2

ОК-01, ОК-02,
ОК-04

2

1

10
4

ОК-01, ОК-02,
ОК-04

наследования

Тема 5.2.
Сцепленное
наследование
признаков

Тема 5.3.
Закономерности
изменчивости

Вклад российских и зарубежных ученых в развитие генетики. Методы генетики
(гибридологический, цитогенетический, молекулярно-генетический). Основные
генетические понятия. Генетическая символика, используемая в схемах скрещиваний.
Закономерности
наследования
признаков,
установленные
Г.
Менделем.
Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого поколения.
Правило доминирования. Закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет.
Полное и неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Закон независимого
наследования признаков. Цитогенетические основы дигибридного скрещивания.
Анализирующее скрещивание. Использование анализирующего скрещивания для
определения генотипа особи
Практическое занятие
№ 5 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем скрещивания
Содержание учебного материала
Сцепленное наследование признаков. Работа Т. Моргана по сцепленному
наследованию генов. Нарушение сцепления генов в результате кроссинговера.
Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы.
Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Наследование признаков, сцепленных с
полом
Практическое занятие
№ 6 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем
скрещивания
Содержание учебного материала
Изменчивость. Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная. Роль среды в
ненаследственной изменчивости. Характеристика модификационной изменчивости.
Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции признака. Количественные
и качественные признаки и их норма реакции. Свойства модификационной
изменчивости.
Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мейоз и половой процесс – основа комбинативной изменчивости. Мутационная
изменчивость. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные. Частота и

2

2

1

2

причины мутаций. Мутагенные факторы. Закон гомологических рядов в
наследственной
изменчивости
Н. И. Вавилова
Практическое занятие
№ 7 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при различных типах взаимодействия генов, составление генотипических
схем скрещивания
Тема 5.4.
Содержание учебного материала
Генетика человека
Генетика человека. Кариотип человека. Основные методы генетики человека:
генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, молекулярногенетический. Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование,
генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные заболевания
человека: генные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью,
хромосомные болезни. Соматические и генеративные мутации. Стволовые клетки.
Принципы здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения
генетических
болезней.
Медико-генетическое
консультирование.
Значение
медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний
человека
Практическое занятие
№ 8 «Составление и анализ родословных человека»
Раздел 6. Эволюционная биология
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Эволюционная
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная теория и её место
теория
в биологии. Влияние эволюционной теории на развитие биологии и других наук.
и ее место
Свидетельства эволюции. Палеонтологические: последовательность появления видов в
в биологии
палеонтологической летописи, переходные формы. Биогеографические: сходство и
различие фаун и флор материков и островов. Эмбриологические: сходства и различия
эмбрионов разных видов позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные,
аналогичные, рудиментарные органы, атавизмы. Молекулярно-биохимические:
сходство механизмов наследственности и основных метаболических путей у всех
живых организмов.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма.
Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное размножение при
ограниченности ресурсов, неопределённая изменчивость, борьба за существование,

1

2

1
6
2

ОК-01, ОК-02,
ОК-04

естественный отбор)
Тема 6.2.
Микроэволюция

Содержание учебного материала
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные положения. Микроэволюция.
Популяция как единица вида и эволюции.
Движущие силы (факторы)эволюции видов в природе. Мутационный процесс и
комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Изоляция и
миграция. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы
естественного отбора. Приспособленность организмов как результат эволюции.
Примеры приспособлений у организмов. Ароморфозы и идиоадаптации. Вид и
видообразование. Критерии вида. Основные формы видообразования: географическое,
экологическое
Тема 6.3.
Содержание учебного материала
Макроэволюция
Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная,
параллельная. Необратимость эволюции
Практическое занятие (на выбор преподавателя)
№ 9 «Сравнение видов по морфологическому критерию»
или «Описание приспособленности организма и ее относительного характера»
Раздел 7. Возникновение и развитие жизни на Земле
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Зарождение
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы возникновения
и развитие жизни
жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая эволюция. Абиогенный синтез
органических веществ из неорганических. Экспериментальное подтверждение
химической эволюции. Начальные этапы биологической эволюции. Гипотеза РНКмира. Формирование мембранных структур и возникновение протоклетки. Первые
клетки и их эволюция. Формирование основных групп живых организмов.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и протерозойская
эры. Палеозойская эра и её периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский,
девонский, каменноугольный, пермский. Мезозойская эра и её периоды: триасовый,
юрский, меловой. Кайнозойская эра и её периоды: палеогеновый, неогеновый,
антропогеновый.
Тема 7.2.
Содержание учебного материала
Система
Система органического мира как отражение эволюции. Основные систематические
органического мира. группы организмов. Характеристика климата и геологических процессов. Основные

2

2

1

6
2

ОК-01, ОК-02,
ОК-04

2

Происхождение
человека –
антропогенез

этапы эволюции растительного и животного мира. Ароморфозы у растений и
животных. Появление, расцвет и вымирание групп живых организмов.
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о
происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и различия
человека и животных. Систематическое положение человека. Движущие силы
(факторы) антропогенеза. Наследственная изменчивость и естественный отбор.
Общественный образ жизни, изготовление орудий труда, мышление, речь
Тема 7.3.
Содержание учебного материала
Основные стадии
Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек умелый,
эволюции человека Человек прямоходящий, Человек неандертальский, Человек разумный современного
типа. Находки ископаемых останков, время существования, область распространения,
объём головного мозга, образ жизни, орудия.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негроавстралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Черты
приспособленности представителей человеческих рас к условиям существования.
Единство человеческих рас. Критика расизма
Практическое занятие (на выбор преподавателя)
№ 10 «Время и пути расселения человека по планете»
или «Приспособленность человека к разным условиям среды. Влияние географической
среды на морфологию и физиологию человека»
Раздел 8. Организмы и окружающая среда
Тема 8.1.
Содержание учебного материала
Экология
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических исследований.
как наука. Среды
Экологическое мировоззрение современного человека. Среды обитания организмов:
жизни.
водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Экологические
Экологические
факторы. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и
факторы
антропогенные. Действие экологических факторов на организмы.Абиотические
факторы: свет, температура, влажность. Фотопериодизм. Приспособления организмов
к действию абиотических факторов. Биологические ритмы. Биотические факторы.
Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество. Паразитизм,
мутуализм, комменсализм (квартиранство, нахлебничество), аменсализм, нейтрализм.
Значение биотических взаимодействий для существования организмов в природных
сообществах
Тема 8.2.
Содержание учебного материала

2

1

4
2

ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07

2

Экологические
характеристики
популяции

Экологические характеристики популяции. Основные показатели популяции:
численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост, миграция. Динамика
численности популяции и её регуляция
Практическое занятие
№ 11 «Подсчёт плотности популяций разных видов растений»
Раздел 9. Сообщества и экологические системы
Тема 9.1.
Содержание учебного материала
Сообщества
Сообщество
организмов
–
биоценоз.
Структуры
биоценоза:
видовая,
организмов,
пространственная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в биоценозе.
экосистемы
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и биогеоценозе.
Функциональные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические (пищевые) уровни
экосистемы. Пищевые цепи и сети. Основные показатели экосистемы: биомасса,
продукция. Экологические пирамиды: продукции, численности, биомассы. Свойства
экосистем: устойчивость, саморегуляция, развитие. Сукцессия
Тема 9.2.
Содержание учебного материала
Природные
Природные экосистемы. Экосистемы рек и озёр. Экосистема хвойного или
экосистемы
широколиственного
леса.
Антропогенные
экосистемы.
Агроэкосистемы.
Урбоэкосистемы. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и
урбоэкосистем. Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение
биологического разнообразия на Земле
Тема 9.3.
Содержание учебного материала
Биосфера –
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура биосферы. Живое
глобальная
вещество и его функции. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
экосистема Земли
Динамическое равновесие и обратная связь в биосфере. Круговороты веществ и
биогеохимические циклы элементов (углерода, азота). Зональность биосферы.
Основные биомы суши
Тема 9.4.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
Влияние
модуля)
антропогенных
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в биосфере. Глобальные
факторов на
экологические проблемы. Сосуществование природы и человечества. Сохранение
биосферу
биоразнообразия как основа устойчивости биосферы. Основа рационального
управления природными ресурсами и их использование. Достижения биологии и
охрана природы

1
10
2

2

2

2

ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
ПК

Практическое занятие (на выбор преподавателя)
№ 12 «Отходы производства»
или «Экологические аспекты профессиональной деятельности»
или «Профилактика профессиональных заболеваний»
или «Влияние производственных факторов на организм человека»
Тема 9.5.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
Влияние социально- модуля)
экологических
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на
факторов на
организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека
здоровье человека
(электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).
Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы
формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье.
Биохимические аспекты рационального питания
Лабораторные занятия
№ 3 «Умственная работоспособность»
или «Влияние абиотических факторов на человека» (в качестве триггеров, снижающих
работоспособность, использовать условия осуществления профессиональной
деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.)
Раздел 10. Селекция организмов, основы биотехнологии
Тема 10.1.
Содержание учебного материала
Селекция
Селекция как наука и процесс. Зарождение селекции и доместикация. Учение Н. И.
как наука и процесс Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Центры
происхождения домашних животных. Сорт, порода, штамм. Современные методы
селекции.
Массовый
и индивидуальный отборы в селекции растений и животных. Оценка экстерьера.
Близкородственное скрещивание – инбридинг. Чистая линия. Скрещивание чистых
линий. Гетерозис, или гибридная сила. Неродственное скрещивание – аутбридинг.
Отдалённая гибридизация и её успехи. Искусственный мутагенез и получение
полиплоидов. Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов
Тема 10.2.
Биотехнология как отрасль производства. Генная инженерия. Этапы создания
Основы
рекомбинантной ДНК и трансгенных организмов. Клеточная инженерия. Клеточные
биотехнологии
культуры.
Микроклональное
размножение
растений.
Клонирование
высокопродуктивных сельскохозяйственных организмов. Экологические и этические

2

2

2

6
2

ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
ПК…

2

проблемы. ГМО – генетически модифицированные организмы
Тема 10.3.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
Биотехнологии
модуля)
в жизни и профессии Основные направления современной биотехнологии в профессиональной деятельности
человека.
Методы
биотехнологии.
Объекты
биотехнологии.
Этика
биотехнологических
и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической
информации
из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие)
Практическое занятие
№ 13 Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических
технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий.
№ 14 Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Раздел 11. Решение кейсов в области биотехнологий
Тема 11.1.1.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
Биотехнологии
модуля)
в промышленности Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и
анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература,
средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия
№ 15 Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по
мини-группам).
№ 16 Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Тема 11.1.2.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
Социальномодуля)
этические аспекты Этические аспекты развития биотехнологий и применение их в жизни человека, поиск
биотехнологий
и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия

2

2

6
6

4
ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
ПК…
6

4

№ 15 Кейсы на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по
мини-группам).
№ 16 Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Тема 11.1.3.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
Биотехнологии
модуля)
и технические
Развитие биотехнологий с применением технических систем (биоинженерия,
системы
биоинформатика, бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ
информации из различных источников (научная и учебно-научная литература,
средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия
№ 15 Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением
технических систем (по мини-группам).
№ 16 Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:

6

4

***
72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИН
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц,
плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер,
мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций.
Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения занятий: микроскопы, секундомер, тонометр, лабораторная
посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла,
стеклянные палочки, препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор
хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист
элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый, разведенные в воде дрожжи)

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или
электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном
процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических
рекомендациях по организации обучения

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через
дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций
по разделам и темам содержания учебного материала
Общая/профессиональная компетенция
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам

Раздел/Тема
Темы 2.1 -2.3, 3.1- 3.3, 4.14.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3, 7.1-7.3,
8.1, 8.2, 9.1-9.3, 9.4, 9.5П,
10.1, 10.2, 10.3П-о/с, 11.1П

ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и информационные технологии для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

Темы 1.1, 2.1 -2.3, 3.1- 3.3,
4.1-4.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3,
7.1-7.3, 8.1, 8.2, 9.1-9.3,
9.4П-о/c, 9.5П-о/с, 10.1,
10.2, 10.3П-о/с, 11.1П-о/с

Тип оценочных мероприятия
Обсуждение по вопросам лекции
Разработка глоссария
Заполнение сравнительных таблиц
ТестированиеУстный опрос.Диктант
на
использование
аргументов,
биологической
терминологии
и
символики.Индивидуальная
самостоятельная работаПредставление
результатов практических работ
Контрольные работы
Защита творческих работ
Защита индивидуальных проектов
Выполнение заданий промежуточной
аттестации
Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции.Разработка ментальной карты
в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ.Представление результатов
практических работ.
Представление устных сообщений с
презентацией, подготовленных по
перечню источников,
рекомендованных преподавателем

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде

Темы 2.1 -2.3, 3.1- 3.3, 4.14.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3, 7.1-7.3,
8.1,
8.2,
9.1-9.3,
9.4П-о/c, 9.5П-о/с, 10.1,
10.2, 10.3П-о/с, 11.1П-о/с

Обсуждение по вопросам лекции
Представление
результатов
практических работ
Защита творческих работ
Защита индивидуальных проектов

ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого производства, эффективно
действовать
в чрезвычайных ситуациях

Темы 1.1, 2.1 -2.3, 3.1- 3.3,
4.1-4.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3,
7.1-7.3, 8.1, 8.2, 9.1-9.3,
9.4П, 9.5П-о/с, 10.1, 10.2,
10.3П-о/с, 11.1П-о/с

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка глоссария
Заполнение сравнительных таблиц
Тестирование.Устный опрос
Диктант
на
использование
аргументов,
биологической
терминологии и символики
Индивидуальная
самостоятельная
работа.Представление
результатов
практических
работ.Контрольные
работы.Защита творческих работ
Защита индивидуальных проектов
Выполнение заданий промежуточной
аттестации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».