СГ.01 История России 2025-2026 уч. год

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж имени Г.Б. Казиахмедова»

Рабочая программа учебной дисциплины
«СГ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ»
специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

2025г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Примерной рабочей программы «СГ.01.История России», рекомендованной Минобрнауки РД в
соответствии с письмом Министерства просвещения РФ от 20.09.2022г № 05-1649 в рамках
реализации социально-гуманитарного цикла образовательных программ СПО по специальности:
44.02.01 Дошкольное образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00.«Образование и педагогические науки».
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2025/2026 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Дербентский профессионально– педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова»
Разработчик:
Алиев М.Г, преподаватель общественных дисциплин
педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова», к.и.н.

«Дербентский

профессионально

-

Рецензенты:

Рекомендована методическим советом «Дербентский профессионально - педагогический колледж им.
Г.Б. Казиахмедова» для применения в учебном процессе.

Заключение методического совета №____________ от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2

3
5
10
13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01. «ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «СГ.01. История России» является обязательной частью социально-гуманитарного
цикла примерной

основной

образовательной

программы

всоответствии с ФГОС СПО

по специальности: 44.02.01 Дошкольное образование. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории
России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых
национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет также
историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность
к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию
фальсификации исторических фактов.
Актуальность учебной дисциплины «История России» заключается в его практической
направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле
воспитания гражданина России. Дисциплина способствует формированию патриотизма,
гражданственности как важнейших направлений воспитания школьников.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Умения
Знания
Коды
ОК, ПК

3

ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 10
ПК …

Должен уметь:

отражать понимание России в
мировых политических и социальноэкономических процессах XX начала XXI века, знание достижений
страны и ее народа; умение
характеризовать
историческое
значение Российской революции,
Гражданской
войны,
Новой
экономической
политики,
индустриализации
и
коллективизации
в
СССР,
решающую роль СССР в победе над
нацизмом,
значение
советских
научно-технологических
успехов,
освоения
космоса;
понимание
причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации
как
мировой
державы,
воссоединения Крыма с Россией,
специальной военной операции на
Украине и других важнейших
событий XX – начала XXI века;
особенности развития культуры
народов СССР (России);

анализировать
текстовые,
визуальные источники исторической

4

Должен знать:

основные периоды истории
Российского государства, ключевые
социально-экономические
процессы, а также даты важнейших
событий отечественной истории;

имена
героев
Первой
мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических
личностей, внесших значительный
вклад в социально-экономическое,
политическое и культурное развитие
России в XX – начале XXI века;

ключевые события, основные
даты и этапы истории России и мира
в XX – начале XXI века;
выдающихся
деятелей
отечественной
и
всемирной
истории; важнейших достижений
культуры, ценностных ориентиров;

основные этапы эволюции
внешней политики России, роль и
место России в общемировом
пространстве;

основные
тенденции
и
явления в культуре; роль науки,
культуры и религии в сохранении и

информации,
в
том
числе
исторические
карты/схемы,
по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию, представленную в
различных
источниках;
формализовать
историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;

защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига
народа
при
защите
Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям
российской
истории;

составлять
описание
(реконструкцию)
в устной
и
письменной форме исторических
событий,
явлений,
процессов
истории родного края, истории
России и всемирной истории XX начала XXI века и их участников,
образа жизни людей и его изменения
в Новейшую эпоху; формулировать
и обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;

выявлять
существенные
черты
исторических
событий,
явлений, процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события,
явления, процессы;

осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет, СМИ для решения
познавательных задач; оценивать
полноту
и
достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия
исторической
действительности;
–
характеризовать
места,
участников, результаты важнейших
исторических событий в истории
Российского государства;
5

укреплении
национальных
и
государственных традиций;

Россия накануне Первой
мировой войны. Ход военных
действий.
Власть,
общество,
экономика, культура. Предпосылки
революции;

Февральская революция 1917
года. Двоевластие. Октябрьская
революция. Первые преобразования
большевиков. Гражданская война и
интервенция. Политика «военного
коммунизма». Общество, культура в
годы революций и Гражданской
войны;

Нэп. Образование СССР.
СССР в годы нэпа. «Великий
перелом».
Индустриализация,
коллективизация,
культурная
революция. Первые Пятилетки.
Политический строй и репрессии.
Внешняя
политика
СССР.
Укрепление Обороноспособности;

Великая
Отечественная
война 1941-1945 годы: причины,
силы сторон, основные операции.
Государство и общество в годы
войны,
массовый
героизм
советского народа, единство фронта
и тыла, человек на войне.
Нацистский оккупационный режим,
зверства
захватчиков.
Освободительная миссия Красной
Армии. Победа над Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;
 СССР в 1945-1991 годы.
Экономические
развитие
и
реформы.
Политическая система «развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины
распада
Советского
Союза;

Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление новой
России. Возрождение Российской
Федерации как великой державы в
XXI веке. Экономическая и


соотносить год с веком,
устанавливать последовательность
и
длительность
исторических
событий;

давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою
точку
зрения
с
помощью
исторических фактов и собственных
аргументов;

применять
исторические
знания в учебной и внеучебной
деятельности,
в
современном
поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе;

демонстрировать
патриотизм,
гражданственность,
уважение
к
своему
Отечеству
—
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия
и мира между людьми и народами, в
духе демократических ценностей
современного общества.

социальная
модернизация.
Культурное
пространство
и
повседневная жизнь. Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение
с
Крымом и
Севастополем. Специальная военная
операция.
Место
России
в
современном мире.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы элективного курса

80

в т.ч. в форме практической подготовки

24 +8 (консультации)

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

Самостоятельное

12

Форма промежуточной аттестации: Экзамен

4

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименован
иеразделов и
тем

Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1

2

Тема 1.
Россия –
великая наша
держава

Тема 2.
Александр
Невский как
спаситель
Руси
Тема 3. Смута и
еёпреодоление

Тема 4.

4

Тема 5. Волим

Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки, акад.
ч
3

Содержание учебного материала
Практическое занятие: Гимн России. Становление духовных основ России.
Место и роль России вмировом сообществе. Содружество народов России и
единство российской цивилизации. Пространство России и его
геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские
инновации и устремленность в будущее.
Содержание учебного материала
Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская
битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений:
православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение
Александра с Ордой.
Самостоятельная работа: Католичество и православие
Содержание учебного материала
Практическое занятие: Династический кризис и причины Смутного
времени. Избрание государей посредством народного голосования.
Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданскопатриотическойидентичности в ходе 1-2 народного ополчений.
Практическое занятие: Смутное время, Первое и Второе ополчения,
Минин и Пожарский.

3

Содержание учебного материала

3
7

2

4
4

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 10
ПК …

2
4
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 10
ПК …

2

ОК 01, ОК 02,

подцаря
восточного,
православного

Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной
идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси
4
(Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана
Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада1654 г.
3
Самостоятельная работа: Россия и Польша в 17-м веке
Содержание учебного материала

8

ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
4

Тема 6. Пётр
Великий.
Строитель
великой империи
Тема 7.
Отторженная
возвратих

Тема 8.

Практическое занятие: Взаимодействие Петра I с европейскими
державами (северная война, прусские походы). Формирование нового
курса развития России: западноориентированный подход. Россия –
империя. Социальные, экономические и политические изменения в
стране. Строительство великой империи: цена и результаты.
Содержание учебного материала
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в
мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),
разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её
значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.
Самостоятельная работа: Просвещенный абсолютизм в России
Практическое занятие: Дворцовый переворот. Империя. Классицизм.
Меркантилизм. Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия.

Тема 9. Крымская Содержание учебного материала
война – «Пиррова «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс
победа Европы»
императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход в
война оенных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.
Самостоятельная работа: Крымская Восточная война
Тема 10. Гибель Содержание учебного материала
империи
Практическое занятие: Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая
мировая война и её значение для российской истории: причины,
предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка
сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как
реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской
революции.
Гражданская война.
Практическое занятие: Февральская и Октябрьская революции в
Тема 11.
России. Причины и последствия.
Самостоятельная работа: Октябрьский переворот

9

3

3
4
3

ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10
ПК …
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10
ПК …

ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,

2

3
4
2
4

4

2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …

Содержание учебного материала
Тема
12.
Отвеликих
Новая
экономическая
политика.
Антирелигиозная
компания.
потрясений
к Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический
Великой победе
поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой
Отечественной Войне.
Тема 13. Вставай, Содержание учебного материала
страна огромная
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и
события Великой Отечественной войны. Патриотический подъемнарода в
годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и
пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа.
Практическое занятие: Основные этапы и события и Второй мировой
Тема14.
и Великой Отечественной войны.

Содержание учебного материала

3
4
4

4

4

3

1
0

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …

Тема 15. В буднях Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и
общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики –
великих строек
процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР,
идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее
сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и
создание советского ВПК. План преобразования природы.
Тема
16.
От Содержание учебного материала
перестройки
Практическое занятие:
Идеология и действующие лица
к кризису,
«перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики
от кризиса
– цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда
квозрождению
деструктивных
идеологий
среди молодёжи.
Олигархизация.
Конфликты на Северном Кавказе.
Положение
национальных
меньшинств
в новообразованном
государстве.
Тема 17. Россия. Содержание учебного материала
ХХI век
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и
укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику:
от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое
возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты.
Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите
Донбасса.
Тема 18. История Содержание учебного материала
антироссийской
Практическое занятие: Ливонская война – истоки русофобской
пропаганды
мифологии. «Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка.
Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная
антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней
российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы
в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи
Холодной войны.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
Тема 19. Слава Содержание учебного материала

1
1

3

4

4

4

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …

3

ОК 01, ОК 02,

4

русского оружия

Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
пушечный
двор, тульские
оружейники.
Значение военнопромышленного комплекса в истории экономической модернизации
Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие

1
2

3

ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …

авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху
Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
Тема 20. Россия в Содержание учебного материала
деле
Практическое занятие: Высокие технологии. Энергетика. Сельское
хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты.
Космос. Перспективыимпортозамещения и технологических рывков.
Консультации
Форма промежуточной аттестации: Экзамен

8
4

Всего:

80

1
3

3
3

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»,
оснащенный оборудованием:
учебная доска;
рабочие места по количеству обучающихся;
наглядные пособия;
рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран;
лазерная указка;
средства аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Материалы сайта ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» ссылка https://firpo.ru/activities/russia/about.html.
2. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. –
Москва : Академия, 2020. – 256 с.
3. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
4. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.
5. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х.
Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Издво С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата
обращения: 10.02.2022).
14

3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х.
Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Издво С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа:
по подписке.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп.
– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-05792-8. – Текст: непосредственный.
2.
История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И.
Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. - (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-09384. – Текст: непосредственный.
3.
История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное
образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный.
4.
Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409549-4. – Текст: непосредственный.
5.
Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального
образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53408560-0. – Текст: непосредственный.
6.
Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное
образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный.
7.
Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409199-1. – Текст: непосредственный.
8.
Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство
Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. –
Текст: непосредственный.
9.
Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. –
Текст: непосредственный.
10.
Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное
пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной
редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный.

15

11.
Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. –
ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный.
12.
Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст:
непосредственный.

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Знать:
Демонстрация знания об основных Экспертное

основные периоды истории тенденциях
и
экономического, наблюдение
Российского государства, ключевые политического
и
культурного оценивание
социально-экономические процессы, а развития России.
знаний
на
также даты важнейших событий Демонстрация знания об основных теоретических
отечественной истории;
источниках информации и ресурсов занятиях.

имена героев Первой мировой, для решения задач и проблем в Оценивание
выполнения
Гражданской, Великой Отечественной историческом контексте.
индивидуальных
Демонстрирование
знания
о
приемах
войн,
исторических
личностей,
и
групповых
структурирования информации.
внесших значительный вклад в
заданий.
Демонстрация
знания
о
формате
социально-экономическое,
политическое и культурное развитие оформления результатов поиска
информации.
России в XX – начале XXI века;
знания
о

ключевые события, основные Демонстрирование
возможных
траекториях
даты и этапы истории России и мира в
развития
в
XX – начале XXI века; выдающихся личностного
деятелей отечественной и всемирной соответствии с принятой системой
истории; важнейших достижений ценностей.
Демонстрация знания о психологии
культуры, ценностных ориентиров;

основные этапы эволюции коллектива психологии личности.
внешней политики России, роль и Сформированность знаний о роли
место
России
в
общемировом науки, культуры и религии в
сохранении
и
укреплении
пространстве;
национальных
и
государственных

основные тенденции и явления
в культуре; роль науки, культуры и традиций.
религии в сохранении и укреплении Демонстрация знания о сущности
национальных и государственных гражданско-патриотической
позиции.
традиций;
знания
об

Россия
накануне
Первой Демонстрация
мировой войны.
Ход военных общечеловеческих ценностях.
действий.
Власть,
общество, Демонстрация знания о содержании
экономика, культура. Предпосылки и назначении важнейших правовых и
законодательных
актов
революции;
значения.

Февральская революция 1917 государственного
Сформированность
знаний
о
года.
Двоевластие.
Октябрьская
революция. Первые преобразования перспективных направлениях и
большевиков. Гражданская война и основных проблемах развития РФ на
интервенция. Политика «военного современном этапе.
коммунизма». Общество, культура в
годы революций и Гражданской
войны;

Нэп. Образование СССР. СССР
в годы нэпа. «Великий перелом».
Индустриализация, коллективизация,
культурная
революция.
Первые
Пятилетки. Политический строй и

17

репрессии. Внешняя политика СССР.
Укрепление Обороноспособности;

Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы
сторон,
основные
операции.
Государство и общество в годы войны,
массовый героизм советского народа,
единство фронта и тыла, человек на
войне. Нацистский оккупационный
режим,
зверства
захватчиков.
Освободительная миссия Красной
Армии.
Победа
над
Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;

СССР в 1945-1991 годы.
Экономические развитие и реформы.
Политическая система «развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины распада Советского Союза;

Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление новой
России. Возрождение Российской
Федерации как великой державы в XXI
веке. Экономическая и социальная
модернизация.
Культурное
пространство и повседневная жизнь.
Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение
с
Крымом
и
Севастополем. Специальная военная
операция. Место России в
современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса
Уметь:
Демонстрация
умения Подготовка

отражать понимание России в ориентироваться в современной выступлений с
мировых политических и социально- экономической, политической и проблемноэкономических процессах XX - начала культурной ситуации в России и тематическими
сообщениями
XXI века, знание достижений страны и мире.
умения (докладами,
ее народа; умение характеризовать Демонстрирование
историческое значение Российской распознавать задачу и/или проблему презентациями).
революции, Гражданской войны, в историческом контексте.
умения
Новой экономической
политики, Демонстрация
задачу
и/или
индустриализации и коллективизации анализировать
в СССР, решающую роль СССР в проблему в историческом контексте
победе над нацизмом, значение и выделять ее составные части.
советских
научно-технологических Демонстрация умения оценивать
и
последствия
успехов, освоения космоса; понимание результат
причин и следствий распада СССР, исторических событий.
возрождения Российской Федерации
18

как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией, специальной
военной операции на Украине и
других важнейших событий XX –
начала XXI века; особенности
развития культуры народов СССР
(России);

анализировать
текстовые,
визуальные источники исторической
информации,
в
том
числе
исторические
карты/схемы,
по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию,
представленную
в
различных
источниках;
формализовать
историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;

защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества,
готовность
давать
отпор
фальсификациям российской истории;

составлять
описание
(реконструкцию)
в
устной
и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала XXI
века и их участников,
образа жизни людей и его изменения в
Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;

выявлять
существенные
черты
исторических
событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события,
явления, процессы;

осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет,
СМИ
для
решения
познавательных задач; оценивать

Сформированность
умений
определять
задачи
поиска
исторической информации.
Демонстрация умения определять
необходимые
источники
информации.
Демонстрация
умения
структурировать
получаемую
информацию.
Демонстрация умения выделять
наиболее значимое в перечне
информации.
Демонстрация умения оценивать
практическую
значимость
результатов поиска и умения
оформлять результаты поиска.
Сформированность
умения
выстраивать
траекторию
личностного
развития
в
соответствии с принятой системой
ценностей.
Демонстрация
умения
организовывать и мотивировать
коллектив
для
совместной
деятельности.
Демонстрация умения излагать свои
мысли в контексте современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире.
Демонстрирование
умения
осознавать личную ответственность
за судьбу России.
Демонстрация умения проявлять
социальную
активность
и
гражданскую зрелость.
Демонстрирование
умения
применять
средства
информационных технологий для
решения поставленных задач.
Сформированность
умения
анализировать
правовые
и
законодательные
акты
регионального значения.

19

полноту и достоверность информации
с точки зрения ее соответствия
исторической действительности;
–
характеризовать
места,
участников, результаты важнейших
исторических событий в истории
Российского государства;

соотносить год с веком,
устанавливать последовательность и
длительность исторических событий;

давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою точку
зрения с помощью исторических
фактов и собственных аргументов;

применять
исторические
знания в учебной и внеучебной
деятельности,
в
современном
поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе;

демонстрировать патриотизм,
гражданственность,
уважение
к
своемуОтечеству
—
многонациональному
Российскому
государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира
между людьми и народами, в духе
демократических
ценностей
современного общества.

Разработчик : ______________Агасиева Н.М., преподаватель общественных дисциплин «Дербентский
профессионально - педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова», к.и.н.
Председатель ПЦК общественных дисциплин: ___________Байрамова З.К.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».