ОУП. 10 Обществознание ( включая экономику и право) 2025-2026 уч.год

1

Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г.Б. КАЗИАХМЕДОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общеобразовательной дисциплины
ОУП.10 « Обществознание»
среднего профессионального образования-программы
подготовки специалистов среднего звена специальностей

44.02.01. «Дошкольное образование»
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дербент
2025

2
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) и
примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию
(базовый уровень) , одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» для
специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) по

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, входящей в состав
укрупненной группы специальностей 44.00.00.«Образование и педагогические науки».
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2025/2026 учебный год

Организация-разработчик:
образовательное учреждение
колледж им. Г.Б.Казиахмедова»

Государственное бюджетное
«Дербентский профессионально

профессиональное
- педагогический

Разработчик:
- Керимов Марат Гамзатович,
преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ
«Дербентский профессионально - педагогический колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
Рецензент:
Магомедова Р.М. Рамазанова С.Н.
Рекомендована методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессионально педагогический колледж имени Г.Б.Казиахмедова» для применения в учебном процессе.
Заключение методического совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

25

4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП. 10 Обществознание
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью
общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО.
Составлена на основе примерной программы по обществознанию в
соответствии с ФГОС по специальности
44.02.02 Преподавание в
начальных классах, входящей в состав укрупненной группы
специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Рабочая программа может быть использована
образовательными
учреждениями СПО для профессий начального профессионального
образования и специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл (ОУП. 10)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их
существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах,
выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений
и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
важнейших социальных институтов, общества и природной среды,
общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных
текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания
по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы;

5






оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе общественных
отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной
системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки
108 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 46 часа
практические
54 часа
консультация
6 часа
экзамен
2часа

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.б 10 Обществознание
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические занятия
Консультация
Экзамен
Работа
с
источниками
социальной
информации
(философскими, научными, публицистическими, правовыми), в
том числе новыми нормативными актами; написание
сочинений-рассуждений, составление схем:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

Роль личности в истории
Сферы общественной жизни.
Формы человеческой деятельности
Как происходит интерпретация социального факта?
Чем социальное и гуманитарное знание отличается от естественнонаучного?
Охарактеризуйте влияние духовности и интеллигентности на
деятельность человека.
Есть ли общие черты в таких формах культуры, как образование,
наука, искусство? Если есть, то в чем они заключаются?
«У научного изучения предметов две основные или конечные цели:
предвиденье и польза», - утверждал Д.И.Менделеев. Как вы
понимаете смысл этих слов?
Что следует понимать под гуманизацией, гуманитаризацией и
интернационализацией образования?
Что такое моральный выбор и моральная оценка? Приведите
примеры.
Охарактеризуйте общечеловеческие моральные ценности. В чем
их особое значение для граждан нашей страны в переломный
момент исторического развития?
«Почему большая часть человечества отдает предпочтение
рыночному способу хозяйствования?»
«Предпринимательство – профессия, род занятий, стиль жизни
или…?»
Как можно измерить и определить валовой национальный
продукт?
Какими способами можно увеличить объем производимой
продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?
Можно ли защитить свои доходы от инфляции?
Охарактеризуйте правовые нормы, регулирующие экономическую

Объем часов
108
46
54
6
2

7

o
o

o
o
o

жизнь современной России. Объясните необходимость их
введения.
Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека
средств массовой информации.
Сравните цели и сущность антигуманной и демократической
национальной политики.
o Каковы принципы парламентаризма? Как вы понимаете
принцип защиты прав меньшинства? Согласны ли вы с тем,
что парламентарии – «слуги народа»? Свой ответ поясните.
«Политическая элита, политика и человек» (Анализ периодической
печати)
Подберите из периодической печати примеры – ситуации,
иллюстрирующие правонарушения в России. Определите виды
этих правонарушений.
Работа с нормативными актами

Выполнение реферата:
«Межличностные конфликты»
«Мыслители прошлого об обществе»
«Договорные отношения в современном обществе»
«Права потребителей»
«Экономика и уровень жизни населения»
«Предпринимательство. История развития предпринимательства
России»
«Конкуренция и ее роль в рыночной экономике»
«Рынок: функции, структура, модели»
«Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики
сырьевой к экономике инновационной»
«Социализация индивида»
«Молодежь и ее роль в современной политике»
«Политика – наука, искусство и профессия»
«Четвертая власть и ее роль в политической жизни»
«Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы
«Право – воплощение справедливости и добра»
«Права человека – эволюция развития»
«Международные документы о правах человека»

Итоговая аттестация в форме

экзамена

в

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.б 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования.
Введение
Значимость социального знания.
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И
ОБЩЕСТВЕ
Тема 1.1
Природа человека,
врожденные и
приобретенные
качества

Содержание учебного материала:
Лекции
1. Природа человека. Философские представления о социальных качествах
человека. Человек, индивид, личность.
2. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и
профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация
личности. Самосознание и социальное поведение. Мировоззрение. Духовные ориентиры
личности.
3. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные
особенности научного мышления. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со
стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за
его последствия. Гражданские качества личности.
4. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и
взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности
самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.
Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
5. Человек в учебной и трудовой деятельности. Деятельность и мышление. Виды
деятельности. Творчество. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор
профессии. Профессиональное самоопределение.
Практические занятия - Биологическое и социальное в человеке.Выбор и
ответственность за его последствия.Гражданские качества личности.Человек в
группе.Особенности самоидентификации личности вмалой группе на примере
молодежной среды.Межличностные конфликты.
Профессионально ориентированное содержание-Выбор профессии.Профессиональное
самоопределение.Учет особенностей арактера в профессиональной деятельности.

Объем часов
3

Уровень
освоения
4

-

1

16

1

2

1

4

1

4

1

2

1

3

5

9

Тема 1.2.
Общество как
сложная система

Содержание учебного материала:
Лекции
1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и
элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты
общества, их функции.
2. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной,
индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на
природную среду.
3. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и
формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное
(информационное).
4. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их
опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной
цивилизации.
Практические занятия Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для
человечества. Терроризм - как важнейшая угроза современной цивилизации.
Противоречивость воздействия людей на окружающюю среду.Особенности
современного мира.Процессы глобализации.Терроризм как важнейшая угроза
современной цивилизации.
Профессиональноориентированное содержание- Воздействие глобальных проблем на
профессиональную деятельность.Социальные и гуманитарные аспекты глобальных
проблем.

9
1

1

1

-

3

10

Тема 2.1
Духовная культура
личности и общества

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Содержание учебного материала:
Лекции
1. Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная
культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование
ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и
взаимосвязь различных культур.
2. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к
культурным ценностям.
Практические занятия
Особенности молодежной субкультуры.Проблемы
духовного кризиса и поиска молодежи.Взаимодействие и взаимосвязь различных
культур.
Профессионально ориентированное содержание-Естественные социально-гуманитарные
науки в профессиональной деятельности педагога.

10

1

2

1

2

1

3

-

11
Тема 2.2
Содержание учебного материала:
Наука и образование в Лекции
современном мире
1. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда
ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.
2. Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в
Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.
Профессиональное образование.
Практические занятия Государственные гарантии в получении образования.
Профессиональное образование.Ответственность ученого перед обществом.
Профессионально ориентированное содержание-Особенности прфессиональной
деятельности в сфере образования.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными,
публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание
сочинений-рассуждений, составление схем.
o Какова роль образования в жизни современного общества?
o «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвиденье и
польза», - утверждал Д.И.Менделеев. Как вы понимаете смысл этих слов?
o Что
следует
понимать
под
гуманизацией,
гуманитаризацией
и
интернационализацией образования?
Тема 2.3
Содержание учебного материала:
Мораль, искусство Лекции
и религия как
1. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Мировые религии.
элементы духовной
Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
культуры
2. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Практические занятия Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
Профессионально ориентированное содержание-Образ профессии педагога в искусстве.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными,
публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание
сочинений-рассуждений, составление схем.
o Что такое моральный выбор и моральная оценка? Приведите примеры.
o Охарактеризуйте общечеловеческие моральные ценности. В чем их особое
значение для граждан нашей страны в переломный момент исторического

1

2
2

2

2

-

6
2

2

2

2

12
развития?
Тема 3.1
Экономика и
экономическая
наука.
Экономические
системы.
Экономика семьи

РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА
Содержание учебного материала:
Лекции
1. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности.
Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
2. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем:
традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы
семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
Практические занятия –Защита прав потребителя.Основные доходы и расходы
семьи.Реальный и номинальный доход.Сбережения.
Профессионально ориентированное содержание-Направления цифровизации в
профессиональной деятельности педагога.

19

1

2
2

1
2
3
-

3
Тема 3.2
Рынок. Фирма. Роль
государства в
экономике

Содержание учебного материала:
Лекции
1. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и
несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка,
прибыль.
2. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.
3. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый
рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
4. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы.
Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики
государства.
Практические занятия «Рынок.Спрос.Предложение.Факторы спроса и
предложения».Виды налогов. Основы налоговой политики государства.

1

2
2

1
1

2
2

1
2
3
-

3

13

Тема 3.3
ВВП, его структура и
динамика. Рынок
труда и безработица.
Деньги, банки,
инфляция

Содержание учебного материала:
Лекции
1. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические
циклы.
2. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.
Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Понятие безработицы, ее причины и
экономические последствия.
3. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные
операции коммерческих банков.
4. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.
Основы денежной политики государства.
Практические занятия: Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции
Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Роль профсоюзов и
государства на рынках труда. Понятие безработицы, ее причины и экономические
последствия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с источниками социальной информации (философскими, научными,
публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; написание
сочинений-рассуждений, составление схем.
o Какие основные экономические проблемы приходится решать в условиях
ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?
o Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в
предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом
процессе?
o Как можно измерить и определить валовой национальный продукт?
o Какими способами можно увеличить объем производимой продукции при
имеющихся ограниченных ресурсах?
o Можно ли защитить свои доходы от инфляции?

1

2

1

2

1

2

-

2

3

2

-

14
Тема 3.4
Основные проблемы
экономики России.
Элементы
международной
экономики

Тема 4.1
Социальная роль и
стратификация.

Содержание учебного материала:
Лекции
1. Становление современной рыночной экономики России. Особенности
современной экономики России, ее экономические институты. Основные
проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской
Федерации. Россия в мировой экономике.
2. Организация международной торговли. Государственная политика в области
международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Практические занятия Глобальные экономические проблемы. Россия в мировой
экономике.Основные проблемы экономики России и регионов. Россия в мировой
экономике.

4

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Содержание учебного материала:
Лекции
1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.
Социальная стратификация. Социальная мобильность.
2. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

12

Практические занятия Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной
деятельности.
Контрольные работы

2
1
2
3

3

2
1

2

3

2
2

-

15

Тема 4.2
Социальные нормы и
конфликты

Тема 4.3
Важнейшие
социальные
общности и группы

Содержание учебного материала:
Лекции
1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Опасность наркомании, алкоголизма.
2. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.
Пути разрешения социальных конфликтов.
Практические занятия: Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных
конфликтов.Опасность наркомании и алкоголизма.
Профессионально ориентированное содержание-Конфликты в трудовых коллективах и
пути их разрешения.
Содержание учебного материала:
Лекции
1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические,
профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа.
Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
2. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты,
пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Практические занятия
Молодежь как социальная группа. Терроризм как основная
социальная проблема общества. Семья как малая социальная группа. Семья и брак.
Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации.
Профессионально ориентированное содержание-Межличностное общение и
взаимодействие в профессиональном сообществе его особенности в сфере образования.

1

2

-

2

2

-

1

2

1

2

3

2
2

4

16

Тема 5.1
Политика и власть.
Государство в
политической
системе

РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Содержание учебного материала:
Лекции
1.Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя
структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки
государства. Государственный суверенитет.
2.Власть и управление в Дагестане
3. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального
назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование
надгосударственных институтов – основные особенности развития современной
политической системы.
4. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство,
политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
Практические занятия.
Власть и управление в Дагестане.Межгосударственная
интеграция.Особенности функционального назначения современных
государств.Правовое государство:понятие и признаки.

13

1

2

-

2

1
2
1

3

-

2

17

Тема 5.2
Участники
политического
процесса

Содержание учебного материала:
Лекции
1.Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его
типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.
Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее
формирования в современной России.
2.Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление
институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
3.Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины
и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
4.Политические партии и движения, их классификация. Современные идейнополитические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
5.Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на
позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации,
распространяемой по каналам СМИ.
Практические занятия:
1. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его

1

2

1

2

-

2

1

2

-

2

2
4

18
причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
2.Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской
Федерации.Роль СМИ в политической жизни общества.Влияние СМИ на позицию
избирателя во время предвыборных компаний.
Профессионально ориентированное содержание-Этикет в профессиональной
деятельности педагога.

Тема 6.1
Правовое
регулирование
общественных
отношений

РАЗДЕЛ 6. ПРАВО
Содержание учебного материала:
Лекции
1.Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые
и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.
2.Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок
принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во
времени, в пространстве и по кругу лиц.
3.Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды
противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
Практические занятия Правовые отношения и их структура.Правовые и моральные
нормы.Правомерное и противоправное поведение.Виды противоправных поступков.

30
9
1

2

1

2

1
6

2
2

19
Юридическая ответственность и ее задачи.
Профессионально ориентированное содержание-Юридическое образование юристы как
социально-профессиональная группа.
Тема 6.2
Основы
конституционного
права
Российской
Федерации

Тема 6.3
Отрасли российского
права

-

Содержание учебного материала:
Лекции
1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов
Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт
президентства. Местное самоуправление.
2. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
3. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и
процедуры избирательного процесса.

9

Практические занятия: «Право граждан РФ участвовать в управлении делами
государства.
Формы
и
процедуры
избирательного
процесса.»
Местное
самоуправление.Право на благоприятную окружающую среду.Обязанность защиты
Отечества.Основания отсрочки от военной службы.Права и обязанности
налогоплательщика.
Профессионально ориентированное содержание-Возможности для профессиональной
переподготовки иповышения квалификации педагога.

Содержание учебного материала:
Лекции
1. Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица.

1

2

1

2

1

2

4

2

-

1

2

20
Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование
предпринимательской деятельности. Имущественные права.
2. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги.
Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права
собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные
неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей.
3. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных
правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и
обязанности супругов. Брачный договор. Правовое регулирование образования.
Порядок приема в образовательные учреждения профессионального
образования. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых
правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.
Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок
заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в
трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения.
4. Административное
право
и
административные
правоотношения.
Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное
право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав
преступления.
Уголовная
ответственность.
Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних.
Обстоятельства,
исключающие
уголовную ответственность.
Практические занятия Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Трудовой договор.Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.Административное
право и правоотношения.Административная ответственность.Уголовное
право.Преступление как наиболее опасное противоправное деяние.Состав
преступления.Уголовная ответственность.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Профессионально ориентированное содержание-Профсоюзная деятельность в
области защиты прав работников образования.
Тема 6.4
Содержание учебного материала:
Международное право Лекции

1

2

2

2

2

2

6

21
1. Международное право. Международное гуманитарное право.
.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Практические занятия : Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

1
1

2

22
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.б 10 Обществознание

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальноэкономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:

рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;

комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия,
справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии,
философии, политологии, демографии, социальной психологии);

наглядные пособия (Схемы по обществоведению (отражающие причинноследственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов),
диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных
процессов, комплект «Государственные символы Российской Федерации»);

авторский комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения: ПЭВМ, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений
/базовый уровень/ под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.– М., Просвещение,
2016.
Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /
под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.– М., 2012.
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват.
Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М.,
2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю.
Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М.,
2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых
заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному
экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.
http:// history, standart. edu. ru/
Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа.
http:// www. openclass. ru/ communities/

23
Дополнительные источники:
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. М, 2000.
Кравченко А.И. Обществознание. М, 2000.
Комаров С.А. Обществознание. М, 2000
Попов М.Ю., Штурба В.А. философия. Краснодар, 1996.
Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1997.
Радугин А.А. Культурология М, 1997
Введение в политологию М, 1995.
Кравченко А.И. Социология и политология. М, 2000.
Человек и общество. Под ред. Крупцова В.И. М, 1993.
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных
учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под
ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы.
Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО).
– Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права
человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

24
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.б 10 Обществознание

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися различных видов самостоятельной работы.
Формой итогового контроля является экзамен. На экзамен допускаются студенты,
имеющим положительные оценки и выполнившие рефераты, схемы, сочинения..
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные знания)
оценки результатов обучения
Уметь:
оценка работы студента с

характеризовать основные социальные объекты, 
источниками социальной
выделяя
их
существенные
признаки,
информации
закономерности развития;
(философскими,

анализировать актуальную информацию о
научными,
социальных объектах, выявляя их общие черты и
публицистическими,
различия; устанавливать соответствия между
правовыми), в том числе
существенными
чертами
и
признаками
новыми
нормативными
изученных
социальных
явлений
и
актами;
обществоведческими терминами и понятиями;

Анализ
сочинений
объяснять
причинно-следственные
и
рассуждений, схем;
функциональные связи изученных социальных 
Контроль
знаний
на
объектов (включая взаимодействия человека и
семинарских
и
общества, важнейших социальных институтов,
практических
занятиях
общества и природной среды, общества и
(индивидуальный
и
культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
групповой);
общества);

Тестирование;

раскрывать
на
примерах
изученные 
Зачет
теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах
(текст,
схема,
таблица,
диаграмма,
аудиовизуальный
ряд);
извлекать
из
неадаптированных
оригинальных
текстов
(правовых,
научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать и
обобщать
неупорядоченную
социальную
информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной
жизни, включая личность, группы, организации,
с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;

формулировать на основе приобретенных
обществоведческих
знаний
собственные
суждения и аргументы по определенным
проблемам;

25









подготавливать
устное
выступление,
творческую работу по социальной проблематике;
применять
социально-экономические
и
гуманитарные знания в процессе решения
познавательных
задач
по
актуальным
социальным проблемам;
Знать:
биосоциальную сущность человека, основные 
этапы и факторы социализации личности, место
и роль человека в системе общественных
отношений;
тенденции развития общества в целом как
сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных
отношений,
сущность
социальных
норм,

механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания; 




оценка работы студента с
источниками социальной
информации
(философскими,
научными,
публицистическими,
правовыми), в том числе
новыми
нормативными
актами;
Анализ
сочиненийрассуждений, схем;
Контроль
знаний
на
семинарских
занятиях
(индивидуальный
и
групповой);
Тестирование;
Зачет

Разработчики: _____________Керимов Марат Гамзатович преподаватель
общественных дисциплин ГБПОУ «Дербентский профессионально - педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова»
Рецензенты: __Магомедова Р.М преподователь общественных дисциплин___________
_Рамазанова С.Н.__
Председатель ПЦК: ______________ Джафаров Д.Д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».