Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Проектирование, реализация и анализ процесса обучения в начальном общем образовании
основной образовательной программы
по специальности/профессии:
44.02.02 Преподавание в начальных классах
2025 г.
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля (далее – ПМ) разработана на
основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии/специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных классах, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17»
августа 2022 г. № 742.
Рабочая программа разработана с учетом требований профессионального стандарта (далее - ПС)
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013г. №
544н, а также в соответствии с требованиями работодателей.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова»
Разработчик:
Манаширова А.Д. - председатель ПЦК педагогики и психологии, преподаватель высшей
категории
Алекберова О.Л. – председатель ПЦК русского языка и литературы, преподаватель методики
русского языка и литературы
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова» для применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № 1 от 27 августа 2025г.
Рецензент:
- Алиева Зарема Магомедовна – директор МБОУ СОШ №12 г. Дербента ________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ….... ……………………………………4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………...……………………………………….8
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…................................................................................................10
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………………………………………....13
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………….17
3
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Проектирование, реализация и анализ процесса
обучения в начальном общем образовании является частью основной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) / программы подготовки
специалистов
среднего
звена
(далее
-
ППССЗ)
в
соответствии
с
ФГОС
СПО
по
профессии/специальности 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах базовой подготовки в части
освоения основного вида профессиональной деятельности - Учитель начальных классов и
соответствующих профессиональных компетенций.
1.2. Цели и задачи учебной практики
Цель
учебной
практики
-
формирование
у
обучающихся
первоначальных
практических
профессиональных умений и навыков в рамках ППКРС/ППССЗ по основным видам профессиональной
деятельности, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения ПМ должен:
иметь практический опыт:
1) проектирования (определение цели и задач, подбор содержания урока, определение методов,
приемов и средств для достижения поставленной цели, и реализации задач) урока в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к современному уроку
2) формирования
универсальных
учебных
действий
(познавательных,
регулятивных,
коммуникативных);
3) организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
4) организации учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития
первоклассника;
5) регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательнойсреды на
учебных занятиях;
6) соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональнойэтики на
учебных занятиях;
7) применения методов и приемов развития мотивации учебно-познавательной деятельностина
уроках по всем предметам;
8) организации обучающей деятельности учителя;
9) организации познавательной деятельности обучающихся, в том числе экспериментальной,
исследовательской, проектной;
10) организации различных форм учебных занятий;
4
11) соблюдения правил техники безопасности и санитарно-эпидемиологических требованийпри
проведении учебных занятий;
12) диагностики универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных,коммуникативных);
13) диагностики предметных результатов;
14) организации и осуществления контроля и оценки учебных достижений обучающихся, текущих и
итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
15) наблюдения, анализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками,
руководителем педагогической практики, учителями начальных классов;
16) разработка предложений по совершенствованию и коррекции процесса обучения;
17) анализа образовательных программ начального общего образования;
18) применения учебно-методических материалов для реализации образовательных программ;
19) разработки учебно-методических материалов для реализации образовательных программ с учетом
их целесообразности, соответствия программному содержанию и возрасту обучающихся;
20) ведения документации, обеспечивающей организацию процесса обучения;
21) анализа передового педагогического опыта, методов, приемов и технологий обучения
обучающихся;
22) систематизации педагогического опыта в области обучения обучающихся;
23) оценки эффективности применения образовательных технологий в обучении обучающихся;
24) построения траектории профессионального роста на основе результатов анализа эффективности
процесса обучения обучающихся и самоанализа деятельности;
25) организации и проведения индивидуальной развивающей работы с детьми
26) с особыми потребностями в образовании
27) в соответствии с их индивидуальными особенностями;
28) проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом их
особенностей;
29) составления индивидуальной педагогической характеристики обучающегося;
30) организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждымребёнком
с учётом его особых образовательных потребностей;
31) применения современных личностно-ориентированных технологий в процессе обучения.
уметь:
1) определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей методики преподавания
учебного предмета, возраста, класса, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и в
соответствии с современными требованиями к уроку (дидактическими, организационными,
методическими, санитарно-гигиеническими нормами);
5
2) формулировать различные виды учебных задач и проектировать и решение в соответствии с
уровнем познавательного и личностного развития обучающихся;
3) проектировать процесс обучения на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, примерных образовательных программ;
4) проектировать программы развития универсальных учебных действий;
5) проектировать проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе;
6) проектировать процесс обучения с учетом преемственности между уровнями образования;
7) проектировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
8) проводить учебные занятия на основе системно-деятельностного подхода;
9) использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности,
обучающихся на уроках с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня
подготовленности обучающихся;
10) использовать современные возможности цифровой образовательной среды при реализации
образовательных программ начального общего образования;
11) применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
12) создавать педагогически целесообразную атмосферу на уроке (система взаимоотношений,
общее настроение);
13) проводить педагогический контроль на учебных занятиях;
14) осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов;
15) применять различные формы и методы диагностики результатов обучения;
16) оценивать образовательные результаты;
17) анализировать учебные занятия;
18) анализировать и интерпретировать результаты диагностики учебных достижений
обучающихся;
19) разрабатывать и реализовывать рабочие программы учебных предметов, курсов на основе
ФГОС начального общего образования;
20) находить и анализировать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды, необходимые для организации образовательного процесса;
21) оценивать качество учебно-методических материалов для организации образовательного
процесса с точки зрения их целесообразности, соответствия программному содержанию и возрасту
обучающихся;
22) разрабатывать учебно-методические материалы для проведения учебного занятия;
23) разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и отчетную
документацию в области обучения;
24) находить и использовать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды, необходимые для организации процесса обучения обучающихся;
6
25) систематизировать полученные знания в ходе изучения передового педагогического опыта в
организации обучения обучающихся;
26) применять и оценивать эффективность образовательных технологий, используемых в
начальной школе в процессе обучения обучающихся;
27) анализировать эффективность процесса обучения;
28) осуществлять самоанализ при организации образовательного процесса;
29) осуществлять мониторинг и анализ современных психолого-педагогических и методических
ресурсов для профессионального роста в области организации обучения обучающихся;
30) проектировать траекторию профессионального роста;
31) разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии,
основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
32) разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные
программы развития и индивидуально-ориентированные образовательныепрограммы с учетом
личностных и возрастных особенностей обучающихся;
33) планировать и организовывать учебно-познавательную деятельность обучающихся с особыми
потребностями в образовании;
34) осуществлять педагогическое сопровождение и педагогическую поддержку детей с особыми
образовательными потребностями;
35) осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик;
36) понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);
37) осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое
сопровождение освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной практики
Всего – 72 часа
Итоговая аттестация проводится за счет времени, отведенного на учебную практику.
7
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения обучающимися рабочей программы учебной практики
являются сформированные умения, первоначальный практический опыт в рамках ПМ.01
Проектирование, реализация и анализ процесса обучения в начальном общем образовании
в соответствии с указанным видом профессиональной деятельности, общими (далее - ОК)
и профессиональными (далее - ПК) компетенциями:
Код
ПК 1.1
ПК 1.2.
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ПК 1.8
Наименование результата освоения практики
Проектировать процесс обучения на основе федеральных государственных
образовательных стандартов, примерных основных образовательных
программ начального общего образования
Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с
санитарными нормами и правилами
Контролировать и корректировать процесс обучения, оценивать результат
обучения обучающихся
Анализировать процесс и результаты обучения обучающихся
Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе
ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа
образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных
обучающихся
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования с позиции
эффективности их применения в процессе обучения
Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов
анализа процесса обучения и самоанализа деятельности
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях
включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с
особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших
выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не
является родным; обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
В процессе освоения ПМ обучающиеся овладевают ОК:
Код
Наименование результата освоения практики
ОК 1.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к
ОК 2.
различным контекстам;
ОК 3.
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и
ОК 4.
информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 5.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие,
ОК 6.
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
8
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
9
3.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Виды работ учебной практики
№
Виды работ
Образовательные результаты
(умения, практический опыт, ПК,
ОК)
1.
ПК 1.1- ПК 1.8.
Оценка содержания санитарно-гигиенический условий урока в соответствии с СанПин.
2.
ПК 1.1- ПК 1.8.
Разработка технологических карт по одному из предметов, презентационных материалов,
наглядного, раздаточного материалов к уроку
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных
результатов освоения образовательной программы. Разработка и демонстрация
дидактических средств обучения, в том числе с использованием интернет-ресурсов.
Разработка виртуальной экскурсии для обучающихся начальных классов.
ОК 1-ОК 11.
ОК 1-ОК 11.
3.
ПК 1.1- ПК 1.8.
ОК 1-ОК 11.
4.
ПК 1.1- ПК 1.8.
5.
ПК 1.1- ПК 1.8.
ОК 1-ОК 11.
ОК 1-ОК 11.
6.
ПК 1.1- ПК 1.8.
7.
ПК 1.1- ПК 1.8.
ОК 1-ОК 11.
ОК 1-ОК 11.
8.
ПК 1.1- ПК 1.8.
ОК 1-ОК 11.
9.
ПК 1.1- ПК 1.8.
ОК 1-ОК 11.
10.
ПК 1.1- ПК 1.8.
ОК 1-ОК 11.
Разработка и демонстрация уровневых учебных заданий по разным предметам
(конструирование учебных заданий по определенной теме в соответствии с уровнями
усвоения знаний: узнавание, воспроизведение, понимание, применение).
Творческая мастерская учителя начальных классов, сайт учителя начальных классов.
Изучение содержания примерных программ обучения в начальных классах по учебным
предметам, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021г.
Наблюдение и анализ уроков русского языка, литературного чтения, математики,
окружающего мира, технологии, физической культуры.
Проектирование уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего
мира, технологии, физической культуры.
Проектирование уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего
мира, технологии, физической культуры по предложенной теме, определение темы, целей и
задач урока, выбор учебных заданий, структурирование урока, разработка технологической
карты (конспекта, сценария), наглядного и раздаточного материала, дидактических средств
10
11.
ПК 1.1- ПК 1.8.
ОК 1-ОК 11.
12.
ПК 1.1- ПК 1.8.
ОК 1-ОК 11.
13.
ПК 1.1- ПК 1.8.
обучения в том числе с использованием онлайн-ресурсов.
Определение алгоритма подготовки обучающихся к единой системе оценки качества
образования: знакомство с демоверсиями промежуточных срезов знаний обучающихся
(НИКО, ВПР); международных сопоставительных исследований (PIRLS, PISA).
Определение алгоритма подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам по учебным
предметам.
Работа с контрольно-измерительными материалами по учебным предметам
ОК 1-ОК 11.
14.
ПК 1.1- ПК 1.8.
ОК 1-ОК 11.
15.
ПК 1.1- ПК 1.8.
Обзор электронных (цифровых) образовательных ресурсов по окружающему миру,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания учащихся начальной школы, представленных в электронном
(цифровом) виде и реализующим дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.
Разработка учебного исследования. Разработка мини-проекта. Разработка учебного проекта.
ОК 1-ОК 11.
3.2. Тематический план учебной практики
Виды работ
Наименование разделов, тем учебной практики
Оценка содержания санитарно- -классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления
гигиенический условий урока в наглядности);
соответствии с СанПин.
-использование ТСО на уроке;
- соответствие мебели возрасту учащихся;
- уровень освещенности, чистота помещения;
-размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья;
- приемы и методы работы над осанкой учащихся;
- режим проветривания, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов
аутотренинга;
-применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость
написания);
11
Количество
часов
8
- наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование
учителем в ходе учебного занятия;
- соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
Разработка технологических карт по русскому языку, презентационных материалов,
наглядного, раздаточного материалов к уроку
Разработка технологических карт по литературному чтению, презентационных материалов,
наглядного, раздаточного материалов к уроку
Разработка технологических карт по математике, презентационных материалов,
наглядного, раздаточного материалов к уроку
Разработка технологических карт по окружающему миру, презентационных материалов,
наглядного, раздаточного материалов к уроку
Разработка технологических карт по технологии, презентационных материалов,
наглядного, раздаточного материалов к уроку
Проектирование уроков
русского языка, литературного
чтения, математики,
окружающего мира,
технологии, физической
культуры по предложенной
теме, определение темы, целей
и задач урока, выбор учебных
заданий, структурирование
урока, разработка
технологической карты
(конспекта, сценария),
наглядного и раздаточного
материала, дидактических
средств обучения в том числе с
использованием онлайнресурсов.
Разработка учебных заданий Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и
для формирования предметных, личностных результатов освоения образовательной программы. Разработка и демонстрация
метапредметных и личностных дидактических средств обучения, в том числе с использованием интернет-ресурсов.
результатов
освоения
образовательной
программы.
Разработка и демонстрация
дидактических
средств
обучения, в том числе с
использованием
интернетресурсов.
Дифференцированный зачет
12
Всего
72
12
8
12
16
8
8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для организации и проведения учебной практики по специальности 44. 02. 02 Преподавание в
начальных классах (углубленной подготовки) образовательное учреждение (база практики) должно
иметь достаточное материально-техническое оснащение, обеспечивающее реализацию всех видов
деятельности, предусмотренных программой педагогической практики и соответствующее
действующим санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам.
Аппаратное обеспечение:
1. Учебный кабинет, укомплектованный учебной мебелью.
2. Технические средства обучения, служащие для представления учебной информации:
-
компьютер;
-
интерактивная доска;
-
мультимедийный проектор.
Программное обеспечение подбирается согласно содержанию педагогической практики.
Общими требованиями для баз производственной практики являются: оснащенностьсовременным
оборудованием; наличие квалифицированного персонала.
Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинеты «Педагогики и психологии», «Русского языка с методикой преподавания», «Математики
с методикой преподавания», «Естествознания с методикой преподавания», «Методики обучения
продуктивным видам деятельности», «Детской литературы», «Теории и методики физического
воспитания», оснащенный оборудованием в соответствии образовательной программы по
специальности.
Лаборатория «Информатики и информационно-коммуникационных технологий», оснащенная в
соответствии образовательной программы по специальности.
Мастерская «Кабинет проектно-исследовательской деятельности для начальных классов»,
оснащенная в соответствии образовательной программы по специальности.
Оснащенные базы практики: МБОУ СОШ №1,3,4,7,8,9,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21; интернат
№2,6; гимназия№1,3, прогимназия №15 г.Дербента.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативно-правовые документы, договоры с базами практики, приказы и выписки, программа
практики, методические рекомендации к проведению учебной практики, учебные пособия,
образцы планов и конспектов уроков и занятий в начальных классах, демонстрационные и
раздаточные материалы к проведению уроков, внеклассных занятий и внеурочной деятельности,
видео и фотоматериалы к занятиям, диагностические методики и материалы по определению
уровня обученности, личностного и познавательного развития детей, диагностические методики
для самоанализа профессиональной деятельности, нормативные документы по организации
работы образовательных учреждений, программы начальной школы и учебно-методические
комплекты к различным программам начальной школы, информационные и методические
стенды, методические материалы для информационных технологий и рекомендации к их
использованию.
13
Информационно-образовательная среда колледжа включает в себя совокупность технологических
средств (компьютеры, базы данных, программные продукты, мультимедиа проектор, CDпроигрыватель), наличие службы поддержки применения ИКТ, доступ к печатным и электронным
образовательным ресурсам (ЭОР).
Учебно-методическое и информационное обеспечение колледжа направлено на обеспечение
широкого, постоянного и устойчивого доступа студентов и руководителей баз практики к любой
информации, связанной с реализацией программы учебной практики, планируемыми результатами.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык с методикой преподавания: учебник для
учреждений СПО: в 2 т. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
2. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В.,
Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. — М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.)»
3. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В.,
Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. — М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.)»
4. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум: О.В. Астафьева, А.В. Денисова, И.Л.
Днепрова-Луцкая и др. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 320 с. – ISBN
978-5-0054-0037-6.
5. Детская литература: учебник для учреждений СПО / Е.О. Путилова, А.В. Денисова, И.Л.
Днепрова-Луцкая и др. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 432 с. – ISBN
978-5-4468-9905-0.
6. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом: учебник для
студ.учреждений сред. проф. образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов, Ж.А. Першина; под ред.
Э.М. Галямовой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 176 с.: ил. с цв. вкл.
7. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ.учреждений сред.
проф. образования / А.В. Калинченко, Р.Н. Шикова, Е.Н. Леонович; под ред. А.В. Калинченко. – М.:
Издательский центр «Академия», 2018. – 208 с.
8. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ.учреждений сред.
проф. образования / Антонова Е.С., Боброва С.В. – 6-е изд.стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2017. – 464 с.
9. Методические рекомендации по оценке читательской грамотности выпускников начальной
школы. Материалы подготовлены Ковалевой Г. С., Рябининой Л. А. и Чабан Т. Ю. по результатам
проекта «Оценка качества начального образования в соответствии с ФГОС
10.
Предупреждение и устранение трудностей учебной деятельности (Работа с детьми,
испытывающими трудности при изучении учебных предметов. Методические рекомендации / под
ред. члена-корреспондента Российской академии образования д.п.н., проф. Н.Ф. Виноградова)»,
2021
11.
Работа с детьми особых образовательных потребностей. Методические рекомендации под
ред. Н.Ф. Виноградовой
12.
Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов.
Методические рекомендации / под ред. члена-корреспондента Российской академии образования
д.п.н., проф. Н.Ф. Виноградова, 2022
13.
Теоретические основы начального курса математики: учеб. пособие для студ.учреждений
сред. проф. образования / Л.П.Стойлова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр
«Академия», 2020. – 288 с.
14.
Теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебник для учреждений
СПО / Н.А. Воробьева, Н.Ю. Гурьянычева, К.И. Попова и др. – М.: Издательский центр
«Академия», 2022. – 240 с. – ISBN 978-5-0054-0350-6.
14
15.
Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с
практикумом: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / Т.Ю.Торочкова,
Н.Ю.Аристова, И.А.Демина; под ред. Т.Ю.Торочковой. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр
«Академия», 2020. – 272 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Детская литература: ЭУМК / Е.О. Путилова, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова-Луцкая и др. – М.:
Издательский центр «Академия», 2021.
2. Теоретические основы начального курса математики: ЭУМК / Л.П.Стойлова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2020.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021г. «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта»)»
2.
Образовательная программа начального общего образования (одобрена Решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от
18.03. 2022г.)
3.
Программа начального общего образования предмета «Русский язык», культуре (для 1-4
классов образовательных организаций), одобренная федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
4.
Программа начального общего образования предмета «Литературное чтение», одобренная
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол 3/21 от
27.09.2021
5.
Образовательная программа предмета «Математика», одобренная федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
6.
Образовательная программа предмета «Окружающий мир», одобренная федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
7.
Образовательная программа предмета «Технология», одобренная федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
8.
Образовательная программа предмета «Физическая культура», одобренная федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
https://fgos.ru/
https://edsoo.ru/
https://fioco.ru/ru/osoko/
http://www.centeroko.ru/pirls21/pirls2021_pub.html
Перечень электронно-библиотечных систем (ресурсов) и баз данных для самостоятельной
работы
Используемые сторонние электронные библиотечные системы (ЭБС):
1. ЭБС «Научная электронная библиотека eLIBRARY» (http://elibrary.ru/defaultx.asp)
2. ЭБС «Издательства Лань» (http://e.lanbook.com/)
3. ЭБС «Университетская библиотека online» (www.biblioclub.ru)
4.3. Место и время проведения учебной практики
Учебная практика проводится в учебных кабинетах.
Время прохождения учебной практики определяется учебным планом и графиком учебного
процесса.
При реализации ПМ.01 Проектирование, реализация и анализ процесса обучения в начальном
общем образовании предполагается изучение МДК и рассредоточенный/концентрированный
график прохождения учебной практики.
15
При проведении учебной практики допускается деление группы обучающихся на подгруппы.
Продолжительность рабочего дня обучающихся при концентрированном графике прохождении
учебной практики составляет не более 36 академических часов в неделю.
На обучающихся, проходящих
учебную практику на базах практической подготовки,
распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка,
действующие на базе практической подготовки.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и преподавателями
дисциплин профессионального цикла.
Требования к квалификации педагогических кадров - в соответствии с требованиями
действующего федерального государственного образовательного стандарта
4.6. Требования к организации аттестации и оценке результатов учебной практики
В период прохождения учебной практики обучающимся ведется дневник практики. По
результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией.
В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические, фото-,
материалы подтверждающие практический опыт, полученный на практике.
По итогам практики руководителем практики формируется аттестационный лист, содержащий
сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, характеристика на
обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.
Аттестация по итогам учебной практики проводится в форме дифференцированного зачета в
последний день практики на базах практической подготовки.
В процессе аттестации проводится контроль освоения студентами всех видов работ,
предусмотренных для выполнения на практических занятиях.
16
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результаты обучения
(сформированные
умения, практический
опыт в рамках ВПД)
ПК.1.1. Проектировать
процесс обучения на
основе федеральных
государственных
образовательных
стандартов, примерных
основных
образовательных
программ начального
общего образования
ПК.1.2 Организовывать
процесс обучения
обучающихся в
соответствии с
санитарными нормами и
правилами
ПК.1.3 Контролировать и
корректировать процесс
обучения, оценивать
результат обучения
обучающихся
ПК.1.4 Анализировать
процесс и результаты
обучения обучающихся
ПК.1.5. Выбирать и
разрабатывать учебнометодические материалы
на основе ФГОС и
примерных
образовательных
программ с учетом типа
образовательной
организации,
особенностей
класса/группы и
отдельных обучающихся
ПК.1.6.Систематизироват
ь и оценивать
педагогический опыт и
образовательные
технологии в области
начального общего
образования с позиции
эффективности их
Основные показатели
оценки результата
Проектирует процесс
обучения на основе
федеральных государственных
образовательных стандартов,
примерных основных
образовательных программ
начального общего
образования
Организует процесс обучения
обучающихся в соответствии
с санитарными нормами и
правилами
Контролирует и корректирует
процесс обучения, оценивать
результат обучения
обучающихся
Наблюдает и умеет осуществлять
анализ уроков по предметам
начальной школы в
образовательных учреждениях.
Осуществляет наблюдение и
анализ уроков по частным
методикам.
Выбирает и разрабатывает
учебно-методические
материалы на основе ФГОС и
примерных образовательных
программ с учетом типа
образовательной организации,
особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся.
Систематизирует и оценивает
педагогический опыт и
образовательные технологии в
области начального общего
образования с позиции
эффективности их применения
в процессе обучения
17
Формы и методы контроля и
оценки результатов
обучения
Наблюдение
деятельности
практиканта;
Анализ и оценка подобранной
информации,
выполненного
практического задания.
Наблюдение
деятельности
практиканта;
Анализ и оценка подобранной
информации,
выполненного
практического задания.
Наблюдение
деятельности
практиканта;
Анализ и оценка подобранной
информации,
выполненного
практического задания.
Наблюдение
деятельности
практиканта;
Анализ и оценка подобранной
информации,
выполненного
практического задания.
Наблюдение
деятельности
практиканта;
Анализ и оценка подобранной
информации,
выполненного
практического задания.
Наблюдение
деятельности
практиканта;
Анализ и оценка подобранной
информации,
выполненного
практического задания.
применения в процессе
обучения
ПК 1.7. Выстраивать
траекторию
профессионального роста
на основе результатов
анализа процесса
обучения и самоанализа
деятельности
ПК.1.8 Использовать и
апробировать
специальные подходы к
обучению в целях
включения в
образовательный процесс
всех обучающихся, в том
числе с особыми
потребностями в
образовании:
обучающихся,
проявивших выдающиеся
способности;
обучающихся, для
которых русский язык не
является родным;
обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья
Выстраивает траекторию
профессионального роста на
основе результатов анализа
процесса обучения и
самоанализа деятельности
Наблюдение
деятельности
практиканта;
Анализ и оценка подобранной
информации,
выполненного
практического задания.
Знает особенности работы
учителя начальных классов с
детьми с ограниченными
возможностями здоровья и
особыми образовательными
потребностями.
Наблюдение
деятельности
практиканта;
Анализ и оценка подобранной
информации,
выполненного
практического задания.
Дифференцированный зачет
18