ПМ.03 Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство 2025-2026 уч.год

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.03 Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство»

МДК 03.01. Современные программы и технологии воспитания обучающихся
начальных классов
МДК03.02. Теоретические и методические основы деятельности классного
руководителя
МДК.03.03 Методическое обеспечение деятельности классного руководителя
специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Дербент 2025 г.

Рабочая программа профессионального модуля
ПМ.03 Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство»
разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по,
специальности 44.02.02.Преподавание в начальных классах входящей в состав
укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и педагогические науки»
 Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022-2026 учебный год

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б»
Разработчики:
- Самедова Лейла Арифовна, преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова.», преподаватель высшей
категории
-Мусакадиева Валентина Игорьевна, преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ
РДт«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова.»,
преподаватель высшей категории
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Казиахмедова Г. Б.» для применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № ____ от ____________ 2025г.

Рецензенты:
-И.И Ширинова, директор Прогимназии «Президент», заслуженный учитель РД, почетный
работник общего образования РФ, лауреат Гранта Президента РФ 2006.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.03 Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство»

1.

1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной
вид деятельности «педагогическая деятельность по проектированию и реализации процесса
обучения в начальном общем образовании» и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
ОК01
применительно к различным контекстам
ОК02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях
ОК04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста
ОК06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
профессиональной документацией на государственном
ОК09 Пользоваться
иностранном языках
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 3
Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство
ПК3.1
Проектировать и реализовывать современные программы воспитания на основе
ценностного содержания образовательного процесса
ПК.3.2
Анализировать процесс и результаты реализации программы воспитания
ПК.3.3
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования с позиции эффективности
их применения в области воспитания обучающихся
ПК3.4
Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа
эффективности воспитательной деятельности и самоанализа
ПК.3.5
Осуществлять педагогическое просвещение и сопровождение
родителей обучающихся (их законных представителей)
ПК.3.6
Организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса для
решения
задач воспитания (родителями обучающихся (их законными
представителями), коллегами, представителями учреждений культуры, спорта,
здравоохранения и т.п.)

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь
практический
опыт

создания,
поддержания уклада, атмосферы и традиций жизни
Образовательной организации;
Помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов
самоуправления;
определения
целей и задач, планирования воспитательной
Деятельности на основе программ воспитания федерального и иного
уровня;
разработки плана воспитательной работы в классе на основе
Программы воспитания;
Проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоциональноЦенностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные
Ориентации ребенка);
планировании,
организации
и
проведения
воспитательных
мероприятий,акций;
реализации современных,в том числе интерактивных, форм и методов
Воспитательной работы;
планирования,
организации
и
проведения
воспитательных
Мероприятий с учетом культурных различий детей, половозрастных и
Индивидуальных особенностей;
Регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной
Образовательной среды в процессе воспитательной работы;
Проведения в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии
С психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей
Адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной
школе;
Соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований
Профессиональной этики в воспитательной работе;
Педагогическое наблюдение, диагностика и интерпретация результатов
Процесса воспитания;
Анализ планов воспитательной работы, методов, приемов и технологий
организации
деятельности классного руководителя, разработки
Предложений по их коррекции;
систематизация
педагогического опыта в области воспитания
обучающихся;
Оценка эффективности применения образовательных технологий в
Области воспитания обучающихся;
построение
траектории профессионального роста на основе
Результатов анализа эффективности процесса воспитания, самоанализа
Деятельности в области воспитания обучающихся;
Определение целей и задач работы с семьей на основе результатов
наблюдений
за ребенком и изучения особенностей семейного
воспитания;
Составление социального паспорта класса и психолого-педагогической
Характеристики (портрета) личности обучающегося;
Организация и проведение мероприятий за пределами территории
Образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.);
проявление
толерантного отношения к представителям разных

Уметь

Мировоззрений и культурных традиций;
Проектирование сетевого воспитательного пространства; планирование
взаимодействия в рамках сетевого воспитательного пространства;
организации целенаправленного и содержательного взаимодействия с
учетом возраста и уровня профессионально-педагогической
подготовленности целевой аудитории
Находить ценностный аспект учебного знания и информации,
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка;
Формировать и реализовывать образцы и ценности социального
поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, позитивные образцы поликультурного и
толерантного общения;
использовать ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды для
решения воспитательных задач;
проявлять толерантное отношение к представителям разных
мировоззрений и культурных традиций;
организовать деятельность детей по социальному проектированию;
формулировать цели и задачи воспитания классного коллектива и
отдельных обучающихся с учетом возрастных индивидуальных
особенностей;
планировать воспитательную деятельность;
разрабатывать программу воспитания на основе примерных программ;
оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к
условиям образовательной организации;
создавать условия для самоорганизации обучающихся в воспитательной
деятельности,
использовать разнообразные методы, формы, средства воспитания при
проведении воспитательных мероприятий, акций, детских социальнозначимых инициатив;
организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды
общественно-полезной
деятельности
и
детские
творческие
объединения;
создавать условия для развития ученического самоуправления,
формирования благоприятного психологического микроклимата и
сотрудничества обучающихся в классе;
помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
взаимодействовать с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума;
использовать
воспитательные возможности различных видов
деятельности ребёнка;
диагностировать результаты реализации программы воспитания;
анализировать результаты реализации программы воспитания; находить
и использовать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды, необходимые для воспитательной работы с
младшими школьниками;
систематизировать полученные знания в ходе изучения передового
педагогического опыта воспитательной работы с младшими
школьниками;
применять и оценивать эффективность образовательных технологий,
используемых в процессе воспитания обучающихся;

Знать

анализировать эффективность воспитательного процесса; осуществлять
самоанализ при организации воспитательного процесса; осуществлять
мониторинг и анализ современных психолого-педагогических и
методических ресурсов для профессионального роста в организации
воспитательной деятельности;
проектировать траекторию профессионального роста;
организовывать взаимодействие с семьей и коллегами в разнообразных
формах (родительские собрания, педагогические советы, методические
совещания, беседы, консультации и т.д.);
консультировать родителей по вопросам семейного воспитания,
социального, психического и физического развития ребенка;
организовывать разнообразные формы взаимодействия с семьей
(родительские встречи, консультации, беседы и др.), привлекать
родителей к проведению совместных мероприятий;
изучать особенности семейного воспитания обучающихся; формировать
навыки толерантного поведения в изменяющейся поликультурной среде;
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий
детей, половозрастных и индивидуальных особенностей проектировать
сетевое воспитательное пространство;
планировать взаимодействие в рамках сетевого воспитательного
пространства;
организовать целенаправленное и содержательное взаимодействие с
учетом
возраста
и
уровня
профессионально-педагогической
подготовленности целевой аудитории;
использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с
членами
педагогического
коллектива, представителями
администрации по вопросам воспитания обучающихся класса; создавать
детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников
школы,
учреждений
дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта;
использовать ресурсы сетевой (цифровой)образовательной среды для
решения воспитательных задач;
организовывать взаимодействие с семьей и коллегами в разнообразных
формах (родительские собрания, педагогические советы, методические
совещания, беседы, консультации и т.д.);
транслировать передовой педагогический опыт посредством различных
форм интерактивного взаимодействия;
проектировать психологически безопасную и комфортную
образовательную среду
примерные программы воспитания и социализации обучающихся для
начального общего образования;
закономерности проектирования и реализации воспитательных программ;
нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами
территории образовательной организации (экскурсий, походов,
экспедиций и т.п.);
современные, в том числе интерактивные, формы и методы
воспитательной работы;
способы защиты достоинства интересов обучающихся, оказавшихся

в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
теоретические
и методические основы деятельности классного
руководителя;
образцы и ценности социального поведения, поведения в мире
виртуальной реальности и социальных сетях;
основы методики воспитательной работы;
основные принципы деятельностного подхода в воспитании;
современные технологии воспитания;
особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего
образования;
возрастные особенности обучающихся на ступени начального общего
образования;
условия развития ученического самоуправления в
общеобразовательной организации;
условия формирования благоприятного психологического
микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
способы
формирования коллектива класса и роль классного
руководителя в этом процессе;
педагогические
и гигиенические требования к организации и
проведению различных видов воспитательной работы;
методика
педагогического наблюдения, основы интерпретации
полученных результатов и формы их представления;
способы диагностики результатов воспитательной работы;
способы систематизации и оценки педагогического опыта с позиции его
эффективности в организации воспитательной деятельности в
начальном общем образовании;
способы анализа и оценки эффективности образовательных технологий
в области воспитания обучающихся;
критерии эффективности применения педагогического опыта и
образовательных технологий в области воспитания обучающихся;
способы анализа и самоанализа профессионального саморазвития;
способы
проектирования
траектории
профессионального
и
личностного роста;
способы осуществления деятельности в соответствии с выстроенной
траекторией профессионального роста
образовательные
запросы общества и государства в области
воспитания обучающихся;
особенности планирования, содержание, формы, методы и технологии
взаимодействия с родителями обучающихся (их законными
представителями);
особенности социальной ситуации развития и воспитания в условиях
неопределенности;
особенности сетевого социального проектирования;
технологии сетевого взаимодействия;
технологии интерактивного взаимодействия с партнерами коллегами;
задачи,
содержание,
методы, формы
организации
процесс
взаимодействия
с
коллегами
и
социальными
партнерами
(организациями образования, культуры, родителями, лицами их
заменяющими) по вопросам воспитания учащихся;
основы делового общения;
цели и специфику детских общественных организаций и объединений
федерального, регионального и иного уровня;

Способы сотрудничества с другими педагогическими работниками и
другими специалистами в решении воспитательных задач;
Задачи и содержание семейного, общественного и государственного
воспитания;
Особенности современной семьи;
Основы конфликтологии, психологии общения
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов - 324
В том числе в форме практической подготовки 92
Из них на освоение МДК 03.01. -146 ч., МДК 03.02-72ч., МДК- 03.03.-36 ч.
в том числе самостоятельная работа
8 ч.
практики, в том числе учебная
36
производственная
108
Промежуточная аттестация
8
.

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ
2.1.
Структура профессионального модуля

ПК3.1,ПК3.2,ПК
3.3,ПК 3.4,ПК 3.5,
ПК3.6, ОК01, ОК02,
ОК03, ОК04, ОК05,
ОК06, ОК07, ОК09
ПК3.1,ПК3.2,ПК
3.3,ПК 3.4,ПК 3.5,
ПК3.6, ОК01, ОК02,
ОК03, ОК04, ОК05,
ОК06, ОК07, ОК09
ПК3.1, ПК3.2, ПК3.4,
ПК3.5, ПК3.6
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4,
ОК5, ОК6.

4

5

6

9

Консультация

8

Производственная

7

Учебная

Промежуточная
аттестация

3

В том числе

Самостоятельная
работа

2

Всего

Практики

Курсовых работ
(проектов )

1

Всего, час.

Обучение по МДК

Лабораторных и
практических
занятий

Коды профессиональных Наименования разделов профессионального
и общих компетенций
модуля

В т .ч. в форме практической
подготовки

Объем профессионального модуля, ак. час.

10

11

12

4

6

36

108

2

МДК.03.01. Современные программы и
технологии воспитания обучающихся
начальных классов

216

36

60

36

МДК.03.02. Теоретические и
методические основы деятельности
классного руководителя

72

38

68

38

4

-

-

-

-

МДК.03.03 Методическое
обеспечение деятельности
классного руководителя

36

18

34

18

2

-

-

-

-

-

Производственная практика (по
профилю специальности), часов
Учебная практика
Промежуточная аттестация
Всего:

144

324

92

162

92

10

6

36

144

10

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах
объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием междисциплинарного курса.
20

11

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.03 Воспитательная деятельность, в том числе классное
руководство
Наименование разделов и
тем профессионального
модуля (ПМ),
Междисциплинарных
курсов(МДК)

Содержание,
Лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся

1
2
МДК03.01.Современные программы и технологии воспитания обучающихся начальных классов
Тема1.1. Современные
Содержание
Программы воспитания
1.Требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации
на основе ценностного
Ценностного содержания образовательного процесса. Ценности и приобретение первоначального
содержания
Опыта деятельности младшим школьником в части гражданско-патриотического воспитания
образовательного
духовно-нравственного воспитания; эстетического воспитания; физического воспитания;
процесса
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудового воспитания;
экологического воспитания; ценности научного познания.
2.Научно-методическое сопровождение ФГОС на едином информационном ресурсе edsoo.ru.
3.Примерная
программа воспитания: 1) личностное развитие младшего школьника,
2)особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса,3)виды,
Формы и содержание деятельности,4)основные направления самоанализа воспитательной работы
4.Примерной основной образовательной программы, одобренной решением федерального
научно-методического объединения, протокол1/22от18.03.2022г.
5.Календарный план воспитательной работы образовательной организации
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие1. «Ценностное содержание образовательного процесса»
Практическое занятие2. «Изучение Федерального государственного образовательного стандарта
Начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
№286от31мая2021г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта»)»
Практическое занятие3. «Изучение методических материалов на едином информационном
Ресурсе edsoo.ru»
Практическое занятие4. «Изучение Примерной программы воспитания, одобренной решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протоколот2июня
2020г.№ 2/20)

Объем, акад. ч/в
том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
24/36
11/5

4

10
2
2

2
2

12

Практическое занятие 5 «Проектирование воспитательной программы для начальной школы»
Содержание
Тема 1.2. Организация
воспитательного процесса 1.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. Направления воспитательной
в начальной школе на
деятельности в школе: «Ключевые общешкольные дела» вне организации, на уровне
основе ценностного
образовательной организации, на уровне классов, на уровне обучающихся; «Классное
содержания
руководство»; «Курсы внеурочной деятельности» (познавательная деятельность, художественное
образовательного процесса творчество, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность, спортивнооздоровительная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность); «Школьный урок»;
«Самоуправление»; «Детские общественные объединения»; «Экскурсии, экспедиции, походы»;
«Профориентация»; «Школьные медиа»; «Организация предметно-эстетической среды»; «Работа
с родителями»
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6 «Разработка календарного плана воспитательной работы в начальной
школе»
Практическое занятие7. «Решение кейсов по вопросам организации воспитательной работы в
начальной школе»
Практическое занятие 8. «Воспитательный потенциал современного урока»
Практическое занятие 9. «Составить план профориентационной работы с обучающимися. Подбор
и проведение профориентационных игр»
Практическое занятие 10. «Создание макета предметно-эстетической среды школы»

2
4/10
4

Тема 1.3. Современные
технологии воспитания
обучающихся начальных
классов

16/16
1
1

Содержание
1.Воспитательные технологии системы.
2.Воспитательная
система
школы:
система
гуманного
коллективного
воспитания
В.А.Сухомлинского; воспитательная система А.С. Макаренко; воспитательная система
Караковского. Школа самоопределения и др.
3.Воспитательные дела: социально-ориентированные воспитательные дела, этические
воспитательные дела, эстетические и физкультурные воспитательные дела, экологические и
трудовые воспитательные дела.
4.Формы воспитывающей деятельности. Методы воспитывающей деятельности.
5.Технологии воспитания: технология коллективных творческих дел Иванова К.Д.;
6.Личностно-ориентированная технология; технология сотрудничества;
7.Технология здоровьясбережения.
8.Технология проектного обучения; технология проблемного обучения в воспитании.
9.Технология интерактивного воспитания, технология учебной деловой игры.
10.Технология развития критического мышления.

4

10
2
2
2
2
2

1

1
1
1
1
1
1
1

13

11.Тьюторство–технология педагогической поддержки.
технология создания ситуации успеха; технология индивидуального воспитания.
13.Технология группового воспитания.
14.Арт-технология; шоу-технология.
игровые технологии;
15 Технология «Портфолио»
16.Методика работы с детским коллективом
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие11. «Разработка сценария воспитательного мероприятия в соответствии с
требованиями Чемпионата «Профессионалы»
Практическое занятие12«Проектирование воспитательного процесса с использованием
технологии КТД»
Практическое занятие13«Наблюдение и анализ воспитательного мероприятия»
Практическоезанятие14. «Решение педагогических задач в соответствии с требованиями
Чемпионата «Профессионалы»»
Практическое занятие15«Проектирование воспитательного процесса с использованием
технологии критического мышления»
Практическое занятие12«Проектирование воспитательного процесса с использованием игровых
технологий»

1
1
1
1
1
1
16
4
2
2
2
4
2

14

Учебная практика МДК.03.01
Виды работ.
1. Разработка технологической карты по одному из предметов, презентационных материалов, наглядного, раздаточного
материалов к уроку.
2. Определение воспитательного потенциала урока
3. Анализ содержания темы урока на предмет решения воспитательных задач;
возможности включения героя в урок по решению воспитательных задач;
Возможности включения произведений детской литературы, как воспитательного сюжета урока.
4. Разработка сценария воспитательного занятия
5. Разработка сценария воспитательного мероприятия
Производственная
практикаМДК.03.01Виды работ
Участие в воспитательной деятельности классного руководителя.
Наблюдение и анализ воспитательного процесса
Наблюдение и анализ воспитательных занятий, мероприятий.
Наблюдение и анализ деятельности классного руководителя
Наблюдение и анализ взаимодействия классного руководителя с коллегами.
Наблюдение и анализ взаимодействия классного руководителя с родителями.
Разработка воспитательного занятия и его проведения в соответствии с требованиями
Чемпионата «Профессионалы» .
Разработка воспитательного мероприятия и его проведения в соответствии с требованиями Чемпионата «Профессионалы» .
Промежуточная аттестация (квалификационный экзамен)
МДК03.02.Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Содержание
1.Классный руководитель начальных классов в системе управления воспитательной работы в школе
2.Нормативные документы, определяющие деятельность классного руководителя
3.Общая характеристика деятельности классного руководителя. Функции, права и критерии оценки
деятельности классного руководителя. Сущность и значимость деятельности классного
руководителя. Профессиональные и личностные качества классного руководителя. Общая
Тема 2.1. Общая
характеристика деятельности классного руководителя.
характеристика
деятельности классного 4.Внеклассная воспитательная деятельность. Особенности, направления организации внеклассной
работы в деятельности классного руководителя.
руководителя
В том числе практических занятий и лабораторных работ

36

108

6
30/38
4/8
1
1
1

1
1

8

15

Практическое занятие 1.«Изучение нормативных документов, определяющих деятельность классного
руководителя»
Практическое занятие 2.«Соотнесение компонентов педагогической деятельности с содержание м
деятельности классного руководителя»
Практическое занятие 3.«Задачи и формы взаимодействия классного руководителя с различными
специалистами в организации целостного педагогического процесса»
Практическое занятие 4.Понятия внеурочной, внеклассной, урочной, учебно-воспитательной
деятельности: сходство, отличительные черты, взаимосвязь
Практическое занятие 5. «Изучение методики работы учителя, позволяющей ему ориентировать свои
уроки на воспитание, на обеспечение личностных результатов ребенка
Практическое занятие 6. «Самообразование в профессиональной деятельности классного
руководителя начальных классов»

Тема 2.2. Психологопедагогические основы
деятельности классного
руководителя

Практическое занятие 7. «Решение педагогических задач»
Содержание
1.Коллектив, формирование коллектива. Реализация воспитательных функций коллектива. Стадии
развития коллектива. Организация работы с детским коллективом.
2.Комплексный подход и принципы соуправления и самоуправления. Условия развития
ученического самоуправления в начальной школе.
3.Социализация младшего школьника. Условия успешной социализации.
4. Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе. Школьная
дезадаптация. Особенности работы классного руководителя с социально-неадаптированными
(дезадаптированными) детьми
5. Особенности формирования благоприятного социально-психологического микроклимата и
сотрудничества обучающихся
6.Психолого-педагогические основы работы классного руководителя с семьей воспитанника.
Характеристика и тенденции развития современной семьи. Современные подходы взаимодействия
классного руководителя с семьей воспитанника. Методы изучения семьи. Организация совместной
деятельности с семьей. Алгоритм взаимодействия «школа– семья»
7. Методика работы классного руководителя с педагогическим коллективом школы. Методика
работы классного руководителя с родителями и лицами их заменяющими

1
1
1
1
1
2

1
10/25

10

8.Интерактивные формы взаимодействия классного руководителя с семьей.
9.Особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями (лицами их
замещающими)
10.Конфликты, способы их профилактики разрешения.

16

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. «Разработка и проведение интерактива с коллегами по предложенной теме»
Практическое занятие 9.Способы формирования коллектива класса в условиях инклюзивного
образования.
Практическое занятие 10. «Проектирование модели ученического самоуправления в начальной
школе»
Практическое занятие 11. «Приемы педагогического воздействия на обучающихся начальных
классов, испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации»
Практическое занятие 12. Способы профилактики формирования у обучающихся девиантных форм
поведения, агрессии и повышенной тревожности»
Практическое занятие 13. «Способы формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни»
Практическое занятие 14. «Способы сохранения и укрепления психологического благополучия и
психического здоровья обучающихся»
Практическое занятие 15. «Поддержка и сопровождение детско-родительских отношений»
Практическое занятие 16. «Дифференциация и индивидуализация воспитания с учетом
особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся»
Практическое занятие 17. «Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников»
Практическое занятие 18. «Формирование психологической культуры обучающихся в
информационной среде»
Практическое занятие 19. «Разработка и проведение родительского собрания по предложенной теме»
в соответствии с требованиями Чемпионата «Профессионалы»
Практическое занятие 20. «Разнообразие форм взаимодействия с родителями»
Практическое занятие 21. «Разработка мероприятия совместных семьей воспитанника»
Практическое занятие 22. «Разработка сценария классного часа в соответствии с требованиями
Чемпионата «Профессионалы»»
Практическое занятие 23 «Разработка и демонстрация интерактива с родителями по предложенной
теме в соответствии с требованиями Чемпионата «Профессионалы»»
Практическое занятие 24. Решение педагогических задач в соответствии с требованиями Чемпионата
«Профессионалы»

25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2

17

Тема2.4. Результаты
воспитания,
социализации и
саморазвития
обучающихся

Содержание
1.Формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности. Гражданскопатриотическое воспитание.
2. Формирование мотивации к познанию и обучению
3. Формирование готовности обучающихся к саморазвитию.
4. Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальных классов. Особенности духовнонравственного воспитания и развития обучающихся начальных классов. Методика организации
духовно-нравственного воспитания и развития в начальной школе.
5. Эстетическое воспитание обучающихся начальных классов. Методика организации эстетического
воспитания
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
7. Трудовое воспитание. Профориентация в начальной школе.
8. Экологическое воспитание. Методика организации экологического воспитания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 25. «Разработка сценария воспитательных занятий мероприятий гражданскопатриотического содержания»
Практическое занятие 26. «Разработка сценария воспитательных занятий мероприятий
интеллектуального содержания»»
Практическое занятие 27. «Разработка сценария воспитательных занятий мероприятий духовнонравственного содержания»»
Практическое занятие 28. «Разработка сценария воспитательных
занятий мероприятий
эстетического содержания»
Практическое занятие 29. «Разработка сценария воспитательных
занятий
мероприятий
экологического содержания»»
Практическое занятие 30. «Разработка сценария воспитательных
занятий
мероприятий
Профориентационного содержания»

16/5
2
2

2
2
2
2
2
2
2
5

5

Промежуточная аттестация (в форме диф. зачета)

Наименование разделов и тем
профессионального
междисциплинарного курса
(МДК 03.03.)
1
Раздел 1. Методическое

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная
(самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа
(проект))
2
Содержание

Объем в часах

3
18
18

обеспечение деятельности
классного руководителя

Организация методической работы в образовательном учреждении. Цель, задачи,
содержание. Основы методической работы классного руководителя. Заседание МО
классных руководителей
Планирование и организации классным руководителем собственной деятельности.
Циклограмма классного руководителя. Документация классного руководителя.
Планирование воспитательной работы.
Назначение и функции плана. Примерный календарный план воспитательной
работы
Метод проектов в воспитательной работе. Использование цифровых

технологий и ресурсов (соцсети, образовательные платформы) в работе
классного руководителя.
Особенности изучения результатов и эффективности воспитательного процесса.
Программа педагогического мониторинга. Мониторинг возможностей и
способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение одаренных
детей

2

2

2

Нормативная, учебно-методическая документация, регламентирующая деятельность
классного руководителя.

2

В том числе, практических занятий

8

Практическое занятие 1. «Изучение плана работы методического объединения
классных руководителей».
Практическое занятие 2. «Составление плана работы с родителями»
Практическое занятие 3. «Изучение плана работы классного руководителя»
Практическое занятие 4. «Изучение рекомендаций по ведению журнала классного
руководителя. Заполнение страницы журнала».
Практическое занятие 5. «Изучение Конвенции о правах ребенка».
Самостоятельная работа
Раздел 2. Методика деятельности
классного руководителя

2

Содержание
Педагогический мониторинг в работе классного руководителя.
Направления (предмет) педагогического мониторинга. Критерии воспитанности
школьников.
Проектировочная деятельность классного руководителя.
Сущность и содержание проектировочной деятельности классного руководителя.
Концепция воспитания: сущность и основные составляющие.
Формирование воспитательной системы класса
Методика организации диагностической деятельности классного руководителя.
Оценка результатов воспитания: анализ эффективности.

2
2
1
2
1
1
16
1
1
1
1
1
1
19

В том числе, практических занятий
Практическое занятие 1. «Ознакомление с программой педагогического
мониторинга классного руководителя».
Практическое занятие 2. «Разработка план-сетки воспитательной работы на
определенный период (четверть, полугодие, год)».
Практическое занятие 3.«Изучение Концепции духовно-нравственного воспитания
школьников»
Практическое занятие 4. «Составление последовательности воспитательного
мероприятия в НОО».
Практическое занятие 5. «Составление программы индивидуальной форм
организации воспитания воспитанника в МШВ».
Практическое занятие 6. «Подбор и условия применения одной из
диагностических методик, определяющих уровень воспитанности младшего
школьника».

Промежуточная аттестация (в форме зачета)
Всего:

10
1
1
2
2
2
2

324

Пояснение: Количества учебных часов, предусмотренных Примерной рабочей программой по «ПМ.03 Воспитательная деятельность, в том числе классное
руководство»
МДК.03.01. Современные программы и технологии воспитания обучающихся начальных классов
МДК.03.02. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя сокращено, в связи с расхождением количеством часов в Учебном
плане.
МДК.03.03 Методическое обеспечение деятельности классного руководителя

20

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный оборудованием в соответствии сп.6.1.2.1 примерной
основной образовательной программы по специальности.
Лаборатория «Информатики и информационно-коммуникационных технологий», оснащенные в
соответствии с п. 6.1.2.3 примерной основной образовательной программы по специальности.
Мастерская «Кабинет проектно-исследовательской деятельности для начальных классов», оснащенная
в соответствиисп.6.1.2.4примернойосновнойобразовательнойпрограммыпоспециальности.
Оснащенные базы практики, в соответствии сп 6.1.2.5 примерной основной образовательной
программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные
и /или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и(или)электронных
изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новым и изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П.В., Круглов
В.В., Степанова И.В. идр.]; под ред. П.В. Степанова. —М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО».2021. — 94 с.
2.
Классное руководство: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /под ред. В.П.
Сергеевой. – 6-е изд., и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2019. – 320 с.
3.
Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе: учебник для
учреждений СПО / Шашенкова Е.А., Никитина Э.К., Воробьева Н.А. и др. – М.: Издательский центр
«Академия», 2022. – 256 с.
4.
Работа с детьми особых образовательных потребностей. Методические рекомендации под ред.
Н.Ф. Виноградовой. – Москва,2021.
5.
Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Теория и методика воспитания детей младшего школьного
возраста: учебное пособие для учреждений СПО. –4-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия»,
2020. – 320 с.
6. Исаева И.Ф., Ирхина И.В. Классное руководство 2-е изд. Учебное пособие для СПО.-ЮРАЙТ
7. Щуркова Н.Е. Педагогика: игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО –
ЮРАЙТ
8. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной
деятельности младших школьников. Учебное пособие для СПО. - ЮРАЙТ
3.2.2. Дополнительные источники
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая2021г. «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта»)»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена Решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18.03.
2022г.) https://fgos.ru/https://edsoo.ru/https://fioco.ru/ru/osoko/
http://www.centeroko.ru/pirls21/pirls2021_pub.html

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и
наименование
Критерии оценки
Методы оценки
профессиональн
ых и общих
компетенций,
формируемых
в рамках модуля
ОК 01 Выбирать способы
Знание более одного способа Решение педагогических
Решения задач
решения профессиональной ситуаций
профессиональной
Кейс-задачи
задачи.
деятельности применительно к Аргументация выбора
Устный опрос
различным контекстам
Защита проекта программы
конкретного способа
воспитания
Защита методического
портфолио
Экспертное наблюдение за
профессиональным
Поведением обучающегося в
ходе педагогической практики
ОК 02 Использовать современные Соответствие найденной
информации заданной теме
средства поиска, анализа и
(задаче)
интерпретации информации и
информационной технологии для -владение разными
выполнения задач
способами представления
профессиональной деятельности информации
- результативность и
оперативность поиска
информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития;
-объективный анализ
найденной информации;
-использование широкого
спектра современных
источников информации, в
том числе интернета при
решении профессиональных
задач, профессионального
личностного развития
ОК03Планировать и
-глубина интереса к
реализовывать собственное
самообразованию,
профессиональное и
повышению квалификации в
личностное развитие;
контексте
Предпринимательскую
профессионального
деятельность в
развития;
профессиональной сфере,
-полнота и адекватность

Устные выступления с
презентацией
Защита проектов
Защита траектории
Профессионального роста
Представление наиболее
эффективных практик
воспитательной работы

Защита траектории
профессионального роста
экспертная оценка
выбранного способа
профессионального развития
проект социального
партнерства
22

использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

самоанализа и самооценки
-обоснованность целей
собственного
профессионального и
личностного развития;
-полнота информации,
отобранной для
профессионального и
личностного развития;
-целесообразность.
Выбранных форм и методов
саморазвития и
самообразования,
повышения квалификации
ОК04 Эффективно
Демонстрация результаты
Экспертное наблюдение за
взаимодействовать и работать
деятельности в условиях
обучающимся в ходе
в коллективе и команде
коллективной и командной выполнения практических
работы в соответствии с
(проектных,
заданной задачей.
исследовательских) парных
Объективность оценки
(групповых) заданий;
собственного вклада в
самоанализ и самооценка
достижение командного
деятельности в паре, группе,
результата
команде.
-успешность применения
Оценка практических
коммуникационных
(проектных, исследовательских)
способностей на практике;
парных(групповых) заданий
-соблюдение принципов
профессиональной этики;
-владение способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в коллективе
ОК05 Осуществлять устную и
-Использование вербальных и Экспертное наблюдение за
письменную коммуникацию на невербальных способов
выполнением работ портфолио,
государственном языке
коммуникации на
реферат, эссе.
Российской Федерации с учетом государственном языке с
особенностей
учетом особенностей и
различий социального и
культурного контекста;
Социального и культурного
соблюдать нормы
Отчет по проектноконтекста
самостоятельность выбора
исследовательской работе
стиля монологического
студентов.
высказывания в зависимости
от его цели и целевой
аудитории и с учетом
особенностей и различий
социального и культурного
контекста;
- осознанность и глубина
Отражение ценностного
ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
23

демонстрировать осознанное
проявления
поведение на основе
гражданскотрадиционных общечеловеческих патриотических чувств
ценностей, в том числе с учетом
и позиции в ходе
гармонизации межнациональных
профессиональной
и межрелигиозных отношений,
деятельности;
применять стандарты
антикоррупционного поведения - полнота и осознанность
социальной значимости
педагогической
профессии;
- сформированность и
осознанность
системы
материальнодуховных ценностей;
точность соблюдения
нормального поведения,
принятых в обществе.
ОК 07 Содействовать сохранению- сохранение окружающей
окружающей среды,
среды и соблюдения норм
ресурсосбережению, применять
экологической
знания об изменении климата,
безопасности;
принципы бережливого
- определение направлений
производства, эффективно
ресурсосбережения в
действовать в чрезвычайных
рамках профессиональной
ситуациях
деятельности;
- соблюдение правил
экологической
безопасности при ведении
профессиональной
деятельности;
- определение путей
обеспечения
ресурсосбережения;
- выбора действий и форм
поведения в
чрезвычайных
ситуациях;
- соблюдение
требований
безопасности
жизнедеятельности,
охраны труда при
организации
образовательного
процесса.

содержания в разработанных
конспектах уроков и внеурочных
занятий, родительских собраний,
консультаций для обучающихся и
их родителей (законных
представителей), воспитательных
мероприятий. Анализ
воспитательного потенциала
урока и внеурочного занятия.
Экспертное наблюдение за
профессиональным поведением
обучающегося входе занятий,
учебной и производственной
практики

Кейс-метод. Проектные
задания. Реферат.
Презентация.

24

ОК09 Пользоваться
-эффективность поиска
Экспертное наблюдение за
профессиональной
необходимой информации в выполнением работ оценка
документацией на
Российских и зарубежных соблюдения правил оформления
Государственном и иностранном источниках: нормативнодокументов и построения устных
языке
правовой документации,
сообщений на государственном
стандартах
языке Российской Федерации
- объективность анализа и реферат. отчет по проектной
эффективность применения в работе студентов. Кейс-метод.
профессиональной
деятельность и информации,
содержащейся в
документации
профессиональной области
ПК3.1Проектироватьи
Учет требований ФГОС,
Защита проекта «Традиции
Реализовывать современные
примерной образовательной образовательной
программы воспитания на
программы и примерной
организации»
основе ценностного
программы воспитания при защита проекта «Ученическое
содержания образовательного проектировании рабочей
самоуправление в школе»
процесса
программы воспитания.
аналитический обзор
Обоснованность выделения программ воспитания
ценностного аспекта
контрольная работа
учебного знания и
защита проекта рабочей
информации
программы воспитанияпо
конкретность,
инвариантным направлениям:
диагностичность,
урочная деятельность;
достижимость цели
внеурочная деятельность,
воспитания при
классное руководство,
проектировании программы основные школьные дела,
воспитания и
внешкольные мероприятия;
воспитательных
организация предметномероприятий
пространственной среды;
адекватность выбранных
взаимодействие с родителями
методов и средств
(законными представителями);
воспитания для реализации самоуправление;
программы
профилактика и безопасность;
Социальное партнерство ;
профориентация.
Анализ воспитательного
потенциала содержания
обучения в начальной школе
творческое представление
плана воспитательной работы
(для обучающихся и для

25

родителей (законных
представителей)
обучающихся)
Защита методического
портфолио по инвариантным
направлениям воспитательной
работы.
Аналитический обзор
воспитательных систем в
образовательной организации.
Творческое представление
проекта воспитательной системы
школы. Демонстрация приемов
организации различных видов
общественно-полезной
деятельности
Экспертное наблюдение за
профессиональным поведением
обучающегося входе занятий,
учебной и производственной
практики. Проект включения в
рабочие программы по учебным
предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов
воспитания, их учёт в
определении воспитательных
задач уроков, занятий;
Анализ программ внеурочной
деятельности с точки зрения их
соответствия целевым
ориентирам воспитания.
Демонстрация варианта
разработки правил поведения в
классе совместно с
обучающимися. Демонстрация
приемов технологии
установления доверительных
отношений в классе.
Демонстрация фрагмента минипедсоветов для решения
конкретных проблем класса,
Интеграции воспитательных

26

ПК 3.2 Анализировать
процесс и результаты
реализации программы
воспитания

влияний педагогов на
обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в
классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса
Решение кейс-задач, решение
педагогических ситуаций. Защита
методического портфолио
«Нормативно-правовое и
методическое обеспечение
деятельности классного
руководителя»
Анализ воспитательного Составление
процессаосуществляется
карты педагогического
общего образования,
наблюдения. Проект индивидуальной
установленными
работы с обучающимися класса по
соответствующим ФГОС. ведению личных портфолио, в которых
они фиксируют
свои учебные,
творческие, спортивные, личностные
достижения; Оценка динамики
личностного развития
Анализ воспитательного мероприятия
Экспертное наблюдение
за
профессиональным поведением
обучающегося в ходе занятий, учебной
и производственной практики.
Заполнение диагностической карты
и построение индивидуальной
программы сопровождения для
обучающихся
Составление характеристики
обучающегося

27

ПК3.3Систематизироватьи
Оценивать педагогический
опыт и образовательные
технологии в области
начального общего
образования с позиции
эффективности их применения
в области воспитания
обучающихся

-полнота и точность анализа
педагогического опыта и
образовательных технологий
-предложения по
усовершенствованию
эффективности внеурочной
деятельности в соответствии
с педагогическими,
гигиеническими,
специальными требованиями

Устные выступления с
презентацией
защита проектов
представление наиболее
эффективных практик
организации воспитательной
деятельности
оценка выполнения
практических работ
защита методического
портфолио
экспертная оценка решения
кейс-задач
творческое представление
образовательной технологии
(видеофильм, деловаяигра,
мультфильмит. п.)
круглый стол
участие в проблемном
семинаре
экспертное наблюдение за
профессиональным
поведением обучающегося в
ходе занятий, учебной и
производственной практики
ПК3.4Выстраивать
Осуществляет анализ
Письменный отчет по итогам
траекторию
внеурочного занятия,
педагогической практики.
профессионального роста на
самоанализ деятельности при карта анализа и самоанализа
основе результатов анализа
подготовке и проведении
занятия
эффективности
внеурочного занятия.
защита траектории
воспитательной деятельности траектория
профессионального роста
и самоанализа
профессионального роста
самодиагностика,
связана с результатами
тестирование
анализа и самоанализа
деятельности
ПК3.5Осуществлять
Обоснованность выбора
Разработка
содержания
Педагогическое просвещение и содержания
регулярных
родительских
сопровождение родителей
просветительской работы
собраний
обучающихся (их законных
разнообразие методов ,форм проект
создания
и
представителей)
и средств педагогического
организации
работы
просвещения
родительского
комитета
класса,
проект
привлечения

28

ПК 3.6 Организовывать
взаимодействие с субъектами
образовательного процесса для
решения задач воспитания
(родителями обучающихся (их
законными представителями),
коллегами, представителями
учреждений культуры, спорта,
Здравоохранения и т.п.)

Обоснованность выбора
социального партнера для
решения задач воспитания
Соответствие цели и
содержания социального
партнерства целевым
ориентирам программы
воспитания

родителей
(законных
представителей), членов семей
обучающихся к организации и
проведению
воспитательных
дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной
организации;
Демонстрация
фрагментов
родительских
собраний
просветительского характера
Демонстрация
фрагмента
консультации для родителей
Экспертное наблюдение за
профессиональным поведением
обучающегося в ходе занятий,
учебной и
Производственной практики
Паспорт
проекта сетевого
воспитательного
взаимодействия
Анализ и обобщение опыта
социального
партнерства в
решении задач воспитания.
Творческая защита паспорта
социального партнерства

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».