ПМ.02 Проектирование, реализация и анализ внеурочной деятельности обучающихся 2025-2026 уч.год

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Проектирование, реализация и анализ внеурочной деятельности
обучающихся
междисциплинарного курса

МДК.02.01. Основы организации внеурочной деятельности
МДК.02.02. Основы вожатской деятельности
образовательной программы среднего профессионального
образования –программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих/специалистов среднего звена
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
учитель начальных классов
(квалификация)

2025

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.02 Организация внеурочной деятельности
и общения младших школьников разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности
44.02.02. «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки), входящей в состав
укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и педагогические науки»
 Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2025/2026 учебный год.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова».
Разработчики:
-Магарамова Б.К., преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ
профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г. Б.» - к.п.н

«Дербентский

-Абдуллаева Ш.М., преподаватель педагогики и психологии
профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г. Б.».

«Дербентский

ГБПОУ

- Керимова З.Г., преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Казиахмедова Г. Б.».

Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Казиахмедова Г. Б.» для применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № ____ от ____________ 2025 г.
Рецензенты:

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

3

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

10

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

16

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

20

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

3

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
02.01. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.

Область применения программы

Рабочая программа ПМ.02 Проектирование, реализация и анализ внеурочной деятельности
обучающихся является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ РД
«Дербентский

профессионально-педагогический

колледж

им.

Г.Б.

Казиахмедова»

по

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС СПО 44.02.02 Преподавание в начальных
классах.
Сроки реализации ППССЗ – 2025 – 2026 гг.
Данная рабочая программа реализуется в 2025 – 2026 учебном году, в 5-6-ом семестрах.
В ходе освоения МДК 02.01. Основы организации внеурочной деятельности, МДК 02.02 Основы
вожатской деятельности осуществляется практическая подготовка. Практическая подготовка
предусматривает

выполнение

отдельных

элементов

работ,

связанных

с

будущей

профессиональной деятельностью.
Рабочая программа МДК 02.01 Основы организации внеурочной деятельности, МДК 02.02
Основы вожатской деятельности может быть использована в дополнительном профессиональном
образовании как составная часть (модуль) программ повышения квалификации учителей
начальных классов, педагогов дополнительного образования, методистов, апеллирующая к
пониманию базовых компонентов внеурочной деятельности.
1.2.

Место междисциплинарного курса в структуре программы подготовки

специалистов среднего звена
МДК 02.01 Основы организации внеурочной деятельности, МДК 02.02 Основы вожатской
деятельности принадлежит к профессиональному циклу и включен в профессиональный модуль
ПМ02. Проектирование, реализация и анализ внеурочной деятельности обучающихся.
1.3.

Результаты освоения междисциплинарного курса

МДК 02.01 Основы организации внеурочной деятельности
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
4

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ПК 2.1 Разрабатывать программы внеурочной деятельности на основе требований ФГОС,
примерной образовательной программы и с учетом примерных программ внеурочной
деятельности и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей);
ПК 2.2 Реализовывать программы внеурочной деятельности в соответствии с санитарными
нормами и правилами;
ПК 2.3 Анализировать результаты внеурочной деятельности обучающихся;
ПК 2.4 Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы для реализации программ
внеурочной деятельности;
ПК 2.5 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в
области начального общего образования с позиции эффективности их применения в организации
внеурочной деятельности обучающихся;
ПК 2.6 Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа
эффективности внеурочной деятельности обучающихся и самоанализа.
В результате освоения междисциплинарного курса 02.01 Основы организации внеурочной
деятельности обучающийся должен уметь:
У1 - определять педагогические цели, задачи и планируемые результаты организации
внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
У2 - составлять рабочую программу, планы, сценарии внеурочных занятий с учетом
деятельностного

подхода,

особенностей

избранной

области

деятельности,

возраста

обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
У3 - проектировать внеурочную деятельность с использованием современных средств
(интерактивного оборудования, мобильных научных лабораторий, конструкторов, в том числе
конструкторов LEGO, и др.), с использованием ресурсов цифровой образовательной среды;
У4 - во

взаимодействии с родителями (законными представителями),

другими

педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную
образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех
видов

образовательных

результатов

(предметных,

метапредметных

и личностных),

выходящими за рамки программы начального общего образования;
У5 - организовывать различные виды внеурочной деятельности, в том числе проектноисследовательской, с учетом места жительства, историко- культурного своеобразия региона и
возможностей образовательной организации;
У6 - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
применять различные методы и формы организации внеурочной работы, выбирать их с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; мотивировать

обучающихся,
5

родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности;
У7 - организовать внеурочную деятельность с включением всех детей, в том числе детей с
особыми потребностями в образовании;
У8 - выбирать и применять методы диагностики для определения уровня достижения
образовательных результатов во внеурочной деятельности;
У9 - оценивать достигнутые образовательные результаты внеурочной деятельности с точки
зрения их соответствия реализуемой программе;
У10- находить и анализировать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды, необходимые для организации внеурочной деятельности;
У11 - оценивать качество учебно-методических материалов для организации внеурочной
деятельности с точки зрения их целесообразности, соответствия программному содержанию и
возрасту обучающихся;
У12 - разрабатывать учебно-методические материалы для проведения внеурочного занятия;
разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и отчетную
документацию в области внеурочной деятельности и в начальных классах;
У13 - находить и использовать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды, необходимые для организации внеурочной деятельности обучающихся
начальных классов;
У14 – систематизировать полученные знания в ходе изучения передового педагогического опыта
организации внеурочной деятельности с младшими школьниками;
У15 - применять и оценивать эффективность образовательных технологий, используемых во
внеурочной деятельности в начальной школе;
У16 - анализировать эффективность организации внеурочной деятельности;
У17 - осуществлять самоанализ при организации внеурочной деятельности;
У18 - осуществлять мониторинг и анализ современных психолого-педагогических и методических
ресурсов для профессионального роста;
У 19 - проектировать траекторию профессионального роста;
У* 20 проектировать содержание деятельности педагога в сфере формирования у детей навыков
безопасного участия в дорожном движении;
У* 21 применять разнообразные средства (в том числе ЭОР и ИК-оборудование) для формирования
у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
В результате освоения междисциплинарного курса МДК 02.01 Основы организации внеурочной
деятельности обучающийся должен знать:
З1 - основы планирования и проектирования внеурочной деятельности;
6

З2 - требования к внеурочной деятельности ФГОС НОО;
З3 - возрастные особенности обучающихся;
З4 - примерные программы внеурочной деятельности;
З5 - образовательные потребности обучающихся и способы их диагностики;
З6 - социальный запрос родителей (законных представителей);
З7 - условия организации внеурочной деятельности, в том числе возможности образовательной
организации, социальных партнеров, региона;
З8 - структура рабочей программы внеурочной деятельности;
З9 - возможности современных средств (интерактивного оборудования, мобильных научных
лабораторий, конструкторов, в том числе конструкторов LEGO, и др.), ресурсов цифровой
образовательной среды для проектирования и реализации внеурочной деятельности в начальной
школе;
З10- основы проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
З11 - теоретические основы организации различных видов внеурочной деятельности: игровой,
учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой, проектной и
др.
З12 - модели организации внеурочной деятельности в школе;
З13 - теоретические основы и методика планирования внеурочной работы с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей обучающихся;
З14 - педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной деятельности;
З15 - методические основы организации внеурочной деятельности в избранной области
деятельности;
З16 - особенности общения обучающихся;
З17 - методические основы и особенности работы с обучающимися, имеющими особые
образовательные потребности;
З18 - способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся;
З19 - способы диагностики достижения образовательных результатов во внеурочной деятельности;
З20 - требования к результатам внеурочной деятельности обучающихся;
З21 - требования к учебно-методическим материалам, применяемым в начальной школе для
организации внеурочной деятельности;
З22 - требований к разработке планирующей и отчетной документации в области
внеурочной деятельности и в начальных классах;
З23 - способы систематизации и оценки педагогического опыта с позиции его эффективности
в организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании;
З24 - способы анализа и оценки эффективности образовательных технологий в области внеурочной
деятельности обучающихся;

7

З25 - критерии эффективности педагогического опыта и применения образовательных технологий
во внеурочной деятельности обучающихся;
З26 - способы анализа и самоанализа профессионального саморазвития;
З27 - способы проектирования траектории профессионального и личностного роста;
З28 - способы осуществления деятельности в соответствии с выстроенной траекторией
профессионального роста;
З29 - образовательные запросы общества и государства в области внеурочной деятельности
обучающихся;
З* 30 теоретико-методологические основы формирования у детей навыков безопасного участия в
дорожном движении;
З* 31 о комплексном характере педагогической работы по развитию у детей навыков безопасного
участия в дорожном движении, в том числе с помощью ИК-оборудования;
З* 32 психофизиологические особенности поведения на дороге детей и подростков;
З* 33

основы организация взаимодействия ОО с учреждениями социального

окружения.
В результате освоения междисциплинарного курса МДК 02.01 Основы организации внеурочной
деятельности обучающийся должен приобрести навыки:
Н 1. определение целей, задач и планируемых результатов внеурочной деятельности;
Н 2. проектирование внеурочной деятельности с использованием современных средств обучения
(интерактивного оборудования, мобильных научных лабораторий, конструкторов, в том числе
конструкторов LEGO, и др.);
Н 3. разработка программ внеурочной деятельности на основе требований ФГОС, на основе
примерной образовательной программы и примерных программ внеурочной деятельности с
учетом интересов обучающихся и их родителей (законных представителей);
Н 4. использование деятельностного подхода при проведении внеурочных занятий в начальных
классах с учетом правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной
этики;
Н 5. реализация современных технологий, интерактивных форм и методов организации
внеурочной деятельности;
Н 6.

регулирование

поведения

обучающихся

для

обеспечения

безопасной

образовательной среды в процессе внеурочной деятельности;
Н 7. организация внеурочной деятельности с включением всех детей, в том числе детей с особыми
потребностями в образовании;
Н

8.

наблюдение,

анализ

внеурочных

занятий,

разработка

предложений

по

их
8

совершенствованию и коррекции;
Н 9. анализ программ внеурочной деятельности;
Н 10. применение учебно-методических материалов для реализации программ внеурочной
деятельности;
Н 11. разработка учебно-методических материалов для реализации программ внеурочной
деятельности с учетом их целесообразности, соответствия программному содержанию и возрасту
обучающихся;
Н 12. ведение документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной
области деятельности;
Н 13. анализ передового педагогического опыта, методов, приемов и технологий организации
внеурочной деятельности в начальной школе;
Н 14. систематизация педагогического опыта в области организации внеурочной деятельности
обучающихся;
Н 15. оценка эффективности применения образовательных технологий во внеурочной
деятельности обучающихся;
Н 16. построение траектории профессионального роста на основе результатов анализа
эффективности внеурочной деятельности, самоанализа деятельности в области организации
внеурочной деятельности обучающихся.

1.4 Количество часов, отведенное на освоение ПМ.02 Проектирование, реализация и
анализ внеурочной деятельности обучающихся
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 152 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе
практической подготовки 62 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа; промежуточной
аттестации (экзамены) -- часа.

9

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК 02.01
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Объем МДК и виды учебной работы
№
п/п
1.
2.

3.
4.

Виды учебной работы

Всего
часов

Семестры
1

2

3

4

Максимальная учебная нагрузка, часов
Обязательная учебная нагрузка, часов
в т.ч. лабораторных и практических занятий
в т.ч. практическая подготовка
Самостоятельная работа студента, часов
Форма промежуточной аттестации, часов

5
56
22
24

6
60
18
20

10

22

7

8

7

8

ЗаО
КЭ

2.2 Объем МДК 02.2 Основы вожатской деятельности
№
п/п
1.
2.

3.
4.

Виды учебной работы
Максимальная учебная нагрузка, часов
Обязательная учебная нагрузка, часов
в т.ч. лабораторных и практических занятий
в т.ч. практическая подготовка
Самостоятельная работа студента, часов
Форма промежуточной аттестации, часов

Всего
часов

Семестры
1

2

3

4

5

6
36
18
18

За
КЭ

10

2.3 Тематический план, содержание МДК 02.01 Основы организации внеурочной деятельности
Наименование разделов
итем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
1
Раздел 1.
Теоретические основы
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся начальных
классов

Содержание, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная
работаобучающихся, курсовая работа (проект)

2
Тема 1.1. Сущность, цели и задачи внеурочной деятельности в начальной школе.
1.1.1.
Определение понятия «внеурочная
деятельность». Цели, задачи, функции и
содержание внеурочной деятельности. Требования к ВУД ФГОС НОО.
1.1.2
Нормативно-правовые основы организации внеурочной деятельности. Образовательные
запросы общества и государства в области внеурочной деятельности.
1.1.5
Основы планирования и проектирования внеурочной
деятельности. Основные виды,
формы организации внеурочной деятельности младших школьников.
1.1.6
Направления внеурочной деятельности: обще интеллектуальное, общекультурное,
духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1.1.3
Практическое занятие 1. Изучение нормативно-правовых основ организации внеурочной
деятельности обучающихся.
1.1.4
Практическое занятие 2. Составление кластера «Взаимодействие школы с социальными
партнёрами города при организации внеурочной деятельности младших школьников».
Тема 1.2. Планирование внеурочной деятельности обучающихся.
1.2.1
Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной деятельности
обучающихся.
1.2.2
Учет возрастных особенностей, интересов и потребностей младших школьников, их
родителей.
1.2.3
Формы и методы изучения интересов и потребностей младших школьников, их
родителей.
1.2.5
Требования к ведению документации в области внеурочной деятельности обучающихся.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Подбор и апробирование методик для диагностики интересов и
1.2.4
склонностей младшего школьника.
1.2.6
Практическое занятие 2. Планирование ВД обучающихся в соответствии с требованиями
ФГОС НОО.
1.2.7
Практическое занятие 3. Планирование ВД обучающихся в соответствии с требованиями
ФГОС НОО с ОВЗ.
1.2.8
Практическое занятие 4. Планирование внеурочной деятельности обучающихся, в том
числе с особыми потребностями в образовании.

Объем, акад. ч /в
том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч

Коды
формируемых
ОК, ПК

3
10

4
ПК 2.1, ПК 2.6
ОК1, ОК4, ОК2

8

2
12

8

4

11

Раздел 2.
Современные
образовательные

Тема 1.3. Организация взаимодействия с родителями младших школьников в процессе
внеурочной деятельности
1.3.1
Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Содержание, формы и
организация совместной внеурочной деятельности с родителями младших школьников.
Тема 1.4 Особенности организации общения в младшем школьном возрасте.
Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника с педагогами, со
1.4.1
сверстниками, с родителями. Конфликтные взаимоотношения обучающихся
в младшем школьном возрасте: причина, основные пути коррекции.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1.4.2
Практическое занятие 1. Диагностический материал для выявления коммуникативных
особенностей младших школьников. Подбор упражнений и игр направленных на
выстраивание коммуникации у младших школьников.
Тема 1.5. Методическое сопровождение внеурочной деятельности
1.5.1
Реализация внеурочной деятельности: объём внеурочной деятельности, учреждения,
обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности, источники финансирования.
1.5.2
Примерные программы внеурочной деятельности. Требования к структуре и содержанию.
1.5.5
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся, в
том числе имеющих особые образовательные потребности.
1.5.6
Методический конструктор внеурочной деятельности.
1.5.7
Учебно-методические материалы, применяемые в начальной школе для организации
внеурочной деятельности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1.5.3
Практическое занятие 1. Обзор рабочих программ внеурочной деятельности.
1.5.4
Практическое занятие 2. Анализ рабочих программ внеурочной деятельности младших
школьников.
1.5.8
Практическое занятие 3. Требования к учебно-методическим материалам, применяемым
в начальной школе для организации внеурочной деятельности.
1.5.9
Практическое занятие 4. Требования к использованию интерактивного оборудования,
ЭОР во внеурочной деятельности.
1.5.10
Практическое занятие 5. Составление конспекта (технологической карты) внеурочного
занятия.
1.5.11
Практическое занятие 7. Проведение фрагмента внеурочного занятия в модельных
условиях учебной группы (по заданному направлению и теме), его анализ.
Тема 1.6. Модели организации внеурочной деятельности
Модели организации внеурочной деятельности: оптимизационная модель, модель
1.6.1
дополнительного образования, модель «школа полного дня», инновационнообразовательная.
Тема 2.1. Технологичность внеурочной деятельности.
2.1.1
Теоретические основы образовательных технологий, используемых во внеурочной
деятельности в начальных классах.

2

2
4
2

2
20
ПК 2.1 ПК 2.2
6

ПК 2.3 ПК 2.4
ПК.2.5

14

4
4
2
2

ПК 2.1, ПК 2.2,
ПК 2.3, ПК 2.4,

12

технологии в
реализации различных
видов внеурочной
деятельности

Раздел 3. Основы
организации внеурочной
деятельности.

Тема 2.2 Технологии проектной и учебно- исследовательской деятельности обучающихся во
внеурочное время.
Понятия «проект» и «исследование». Этапы учебно-исследовательской и проектной
2.2.1
деятельности, их характеристика
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2.2.2
Практическое занятие 1. Критерии оценивания проектных и исследовательских работ
обучающихся.
2.2.3
Практическое занятие 2. Проекты и исследования во внеурочной деятельности
обучающихся.
Практическое занятие 3.
Проектно-исследовательская деятельность как способ
формирования УУД.
Практическое занятие 4. Структура паспорта проекта.
2.2.4
Практическое занятие 5. Разработка и защита проектов по внеурочной деятельности для
учащихся 1-4 классов.
Тема 2.3. Диагностика и коррекция результатов освоения программы курса внеурочной
деятельности.
2.3.1
Требования к результатам внеурочной деятельности обучающихся.
2.3.2
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2.3.3
Практическое занятие 1.
Методики диагностики достижения образовательных
результатов во внеурочной деятельности
Практическое занятие 2. Проектирование индивидуальной образовательной траектории
2.3.4
обучающегося.
Тема 3.1. Организация внеурочной работы в области технического творчества.
Робототехника во внеурочной деятельности НОО.
3.1.1
Особенности развития навыков конструирования и моделирования детей младшего
школьного возраст. История развития робототехники. Образовательная робототехника в
НОО. Основные виды образовательных конструкторов, ориентированные на
использование в начальной школе.
3.1.2
Знакомство с набором LEGO WeDo 2.0: состав робототехнического набора. Особенности
программирования LEGO WeDo 2.0
В том числе практических занятий и лабораторных работ
3.1.3
Практическое занятие 1. Проект «Улитка-фонарь». Моделирование улитки-фонаря по
алгоритму, её программирование и испытание.
3.1.4
Практическое занятие 2. Проект «Вентилятор». Моделирование вентилятора по
инструкции. Программирование мотора для вращения вентилятора с разной скоростью.
3.1.5
Практическое занятие 3. Проект «Движущийся спутник». Моделирование
движущегося спутника по инструкции.
3.1.6
Практическое занятие 4. Разработка внеурочного занятия общеителлектуального
направления с применением робототехники.
Всего

12
2

ПК 2.5, ПК 2.6,
ОК 01, ОК 02,
ОК 04

10

6

2

4

12

4

8

116 ч

13

2.4 Тематический план, содержание МДК 02.02 Основы вожатской деятельности
Раздел 1. Внеурочная
деятельность в рамках
работы ДОЛ.

Тема 4.1. Нормативно-правовые документы организации летнего оздоровительного лагеря.
4.1.1
Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании.
Конвенция о правах ребёнка. Правовые аспекты организации детского отдыха.
Тема 4.2. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого. Права и обязанности.
Содержание деятельности.
Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи.
4.2.1
Культура поведения. Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная,
административная, имущественная).
4.2.2
Должностная инструкция вожатого ДОЛ. Документация вожатого.
4.2.3
Взаимодействие вожатого с ребенком, родителями, напарником,

1
1
4
1

1
2

администрацией
Тема 4.3. Планирование. Виды планов отрядного вожатого.
Основы организаторской деятельности. План смены. План работы вожатого..
4.3.1
Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Классификация
тематических дней. Конструирование тематических дней.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Разработать сценарий тематического дня на смену.
Тема 4.4 Периоды лагерной смены.
Периоды смены: организационный, основной, заключительный. Дела организационного,
4.4.1
основного и заключительного периодов. Пики и кризисы смены.
Тема 4.5. Виды оформления в лагере (отрядный уголок, отрядная газета и пр.).
Требования к оформлению отрядного уголка. Обязательные разделы. Рекомендации по
4.5.1
выпуску отрядных газет. Их виды.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Разработать проект оформления отрядного уголка.
4.5.2
Практическое занятие 2. Разработать проект отрядной газеты.
4.5.3
Тема 4.6. Методика организации массовых мероприятий. Подготовка «визитки».
Требования к организации массовых мероприятий, этапы. Роль «визитки» в ДОЛ.
4.6.1
Тема 4.7. Игра в ДОЛ. Организация КТД.
Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры.
4.7.1
Подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого. Игры в различные периоды смены:
организационный, основной, заключительный. Понятие КТД, этапы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Собрать игровое ассорти для летнего оздоровительного лагеря (на сплочение коллектива,
4.7.2
командообразование и др.).
Тема 4.8. Авторитет вожатого. Понятие «авторитет».
4.3.2

2
1
1

2
1
1
1
1

6
2
1
3
1

2
1

14

Виды авторитетов. Принципы и правила по завоеванию авторитета вожатого.
4.8.1
Тема 4.9. Особенности временного детского коллектива.
Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Стадии развития коллектива. Способы
4.9.1
работы, способствующие развитию коллектива. Диагностики развития коллектива,
критерии диагностики. Игры на формирование коллектива, позиция вожатого в игре.
Тема 4.10. Профилактика конфликтов в детском оздоровительном лагере.
Определение понятия «конфликт». Структура и динамика конфликта. Виды конфликтов.
4.10.1
Конфликт в жизни вожатого. Технологии управления конфликтами. Методика и
технология работы вожатыми с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Инклюзивное общение. Кризисы и конфликты малых групп. Личные границы и личное
пространство.
Тема 4.11. Охрана жизни и здоровья детей в летний период. Доврачебная помощь.
Обязанности вожатого. Определение понятия «травма», «ушиб», «рана», «кровотечение».
4.11.1
Виды травм, ушибов, ран. Алгоритм действий вожатого при получении ребенком травмы,
ушиба, раны. Реанимационные мероприятия. Солнечный удар. Укусы насекомых, змей,
животных. Повреждение опорно-двигательного аппарата. Аллергические реакции,
отравление. Содержимое аптечки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
4.11.2
Практическое занятие 1. Творческое оформление герба отряда на полотне (отрядном
знамени) для проведения совместной творческой акции вожатых. Заполнить шаблон
описания герба отряда. Сформулировать обязательные символы отряда (название, речевка,
девиз). Подбор песни для проведения вожатской сипелки и ее исполнение.
Практическое занятие 2. Подготовить мероприятия оказания первой помощи при
различных повреждениях.
Всего

1
1
2

1
1

1
1

6

36ч

15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК 02.01. ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ (НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация
программы междисциплинарного курса предполагает Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места студентов (по количеству обучающихся);
- технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- презентационное оборудование (проектор, экран, колонки)
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные учебники:
1. Афанасьев, В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-10342-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/viewer/osnovy-uchebno-issledovatelskoydeyatelnosti-517735#page/1
(дата
обращения: 20.05.2024).
2. Бурмистрова, Е.В. Методика организации досуговых мероприятий: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Е.В.Бурмистрова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 150 с. — (Профессиональное образование). - Режим доступа:
https://urait.ru/viewer/metodika-organizacii-dosugovyh-meropriyatiy-516096#page/2
3. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Е.Н.Землянская. — Москва : Издательство Юрайт,
2023. — 507 с. — (Профессиональное образование). - https://urait.ru/viewer/teoriya-i-metodikavospitaniya-mladshih-shkolnikov-515329#page/1
4. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб.
и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 719 с. – (Профессиональное образование). – Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
– URL:
https://urait.ru/viewer/pedagogika-512115#page/1 .
5. Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 400 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-09042-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с.
1 — URL: https://urait.ru/bcode/511826/p.1 (дата обращения: 27.06.2023).
6. Миронов, А. В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе : учебник
и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Миронов. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11375-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа
16

Юрайт [сайт]. с. 345 — URL: https://urait.ru/bcode/517241/p.345 (дата обращения: 27.06.2023).
7. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика : учебник для среднего профессионального
образования / В. А. Сластенин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П.
Каширина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 374 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-03519-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. с. 1 — URL: https://urait.ru/bcode/513166/p.1 (дата обращения: 28.06.2023).
8. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. И.
Пидкасистый [и др.] ; под редакцией П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 408 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53400932-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 1 — URL:
https://urait.ru/bcode/512149/p.1 (дата обращения: 28.06.2023).
9. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Теория и методика воспитания детей младшего школьного
возраста: учебное пособие для учреждений СПО. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2020. – 320 с.
10. Челышева, И. В. Организация внеурочной деятельности школьников в медиаобразовательном
и музееведческом контексте / И. В. Челышева, Т. П. Мышева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа,
2021. – 192 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=616112.
11.
Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Педагогика: электронное учебно- методический
комплекс. – М.: Издательский центр «Академия».
Дополнительные источники:
1. Приказ Министерства просвещения №286 от 31.05.2021 г. «Об утверждении федерального
государственного
стандарта
начального
общего
образования».
–
URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028
2. Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской
деятельности
в
образовательных
организациях
–
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proektno_issledovatelskoi
_deyatelnosti_v_obrazovatelnih_organizaciyah.htm
3. Конструктор рабочих программ – URL: https://edsoo.ru/constructor/
4. Афанасьева Ж.В., Богданова А.В. Формы дистанционной внеурочной деятельности в цифровой
среде // Начальная школа. – 2020. - №9. – С.83-86.
5. Белоусова Г.В. Повышение качества функциональной грамотности младших школьников в
процессе внеурочной деятельности// Начальное образование (ИВИС). – 2021. №1. – С.37.
6. Богданова А.В., Соколова С.С. Устный журнал в системе внеурочной деятельности по русскому
языку // Начальная школа (ИВИС). – 2021. - №1. – С.64.
7. Болгова А.В. Формирование эстетических ценностных ориентаций младших школьников во
внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2019. - №6. – С.52-54.
8. Головко Е.В., Муравлева В.П., Рыжкова Ю.П. Формирование экологических умений во
внеурочной деятельности на паришкольном учебно-опытном участке // Начальная школа. – 2018.
- №1. – С.36-39.
9. Григорьева, Е.В., Титаренко, Н.Н., Махмутова, Л.Г. Содержание и средства экологического
образования младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа (ИВИС). –
2022. - №1. – С.16-18.
10.
Иванова И.В. Использование социально-педагогического потенциала внеурочной
деятельности в целях адаптации младших школьников к учебе // Начальное образование. – 2018. №2. – С.43-47.
17

11.
Малинкина Т.С., Соловьева Е.А. Обучение младших школьников эвристическим приемам
решения творческих задач в ходе внеурочной деятельности // Начальное образование. – 2018. - №6.
– С.24-28.
12. Михова И.Н. Развитие творческого потенциала личности младших школьников на основе
применения технологии ТРИЗ и РТВ на уроках и во внеурочной деятельности// Исследовательская
деятельность школьников. – 2017. - №4. – С.13-17.
13. Опарина С.А. Жесткова Е.А. Развитие познавательного интереса младших школьников во
внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2018. - №12. – С.37-42.
14.
Романенко Н.Л. Развитие интерпретационных умений младших школьников во внеурочной
деятельности // Начальная школа. – 2017. - №1. – С.77-79.
15. Смола С.Е. Включение учащихся в творческую деятельность на внеурочных занятиях //
Начальная школа. – 2020. - №1. – С.51-54.
16. Усманова, Л.С. Подготовка студентов колледжа к организации внеурочной
исследовательской деятельности младших школьников// Начальная школа (ИВИС). – 2022. №1. – С.62-65.
17. Усова С.Н. Инновационная модель внеурочной деятельности как фактор повышения
качества образования // Воспитание школьников. – 2018. - №5. – С.9-14.
18. http://www.brickfactory.info/set/index.html- Инструкции по сборке лего- моделей;
19. http://www.membrana.ru - Люди. Идеи. Технологии;
20. http://www.prorobot.ru – Роботы и робототехника;
21. http://education.lego.com/ru - Робототехника и Образование.
Перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов:
1. Единое
содержание общего образования. Институт стратегии развития
образования Российской академии образования. Официальный сайт. https://edsoo.ru/
2. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство просвещения
Российской
Федерации.
https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyigosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart- nachalnogo-obshchego-obrazovaniia
3. Официальный сайт учебно-методического комплекта «Школа России». - Режим доступа:
http://school-russia.prosv.ru
4. Официальный
сайт образовательной системы развивающего обучения Д.Б.
Эльконина-В.В. Давыдова - Режим доступа: https://lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/
5. Официальный сайт образовательной системы развивающего обучения Л.В.Занкова.
- Режим доступа: https://lbz.ru/metodist/authors/zankov/
6.
Официальный сайт образовательной системы «Школа 2100» - Режим доступа:
http://www.school2100.ru/
7.
Официальный сайт образовательной системы «Гармония». - Режим доступа:
https://lbz.ru/books/1020/
8. Пособия серии «Внеурочная деятельность». Примерные рабочие программы по внеурочной
деятельности
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://prosv.ru/static/vneuroh
9. Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» - Режим доступа: https://razgovor.edsoo.ru/
Периодические издания:
Учительская газета. Независимое педагогическое издание // www.uq.ru
Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал// http://www.nshkola.ru/
1.
2.

18

3.3 Управление самостоятельной работой студентов
Самостоятельная работа студента в ходе освоения междисциплинарного курса 02.01 Основы
организации внеурочной деятельности направлена на формирование общих и профессиональных
компетенций, умений и знаний, предусмотренных рабочей программой.
Обучающиеся выполняют задания:
составляют таблицы;
работают с документами (ФГОС НОО, основная образовательная программа, учебнотематический план, программа внеурочной деятельности);
готовят сообщения в форме презентации, рефератов, эссе (с использованием ИКТ);
-анализируют педагогические ситуации;
разрабатывают проекты внеурочной деятельности, сценарии внеурочных занятий
(относительно технического заказа образовательной организации) с последующим анализом по
материалам реализации проекта.
Определение заданий для самостоятельной работы осуществлено с учетом наиболее
актуальных тем организации внеурочной работы – внеурочная деятельность в системе целостного
педагогического процесса; основы организации общения младших школьников, формы
организации внеурочной работы, проектирование внеурочной деятельности, организация и
содержание внеурочного занятия, педагогический мониторинг.
Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется на основании рейтинга,
с конкретной фиксацией критериев и сроков сдачи работы.

19

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК 02.01. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых
в рамках модуля

ОК 01. Выбирать способы
решения задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде.

Критерии оценки
Знание
более
одного способа решения
профессиональной задачи.
Аргументация выбора конкретного способа

Методы оценки

Решение педагогических ситуаций
Устный опрос
Защита проекта программы внеурочной деятельности
Защита методического портфолио
Экспертное наблюдение за профессиональным
поведением обучающегося
в ходе
педагогической практики
Дифференцированный зачет
Экзамен
Соответствие найденной информации заданной теме Устные
выступления
с презентацией
(задаче).
Защита проектов
-владение разными способами представления информации
Защита траектории профессионального роста
- результативность и оперативность поиска информации,
Представление наиболее эффективных практик
необходимой для постановки и решения профессиональных организации внеурочной деятельности
задач, профессионального и личностного развития;
Дифференцированный зачет
- объективный анализ найденной информации;
Экзамен
- использование широкого спектра современных
источников информации, в том числе Интернета при
решении профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
Демонстрация результатов деятельности в условиях
Экспертное наблюдение за обучающимся в ходе
коллективной и
командной
работы в
выполнения практических (проектных,
соответствии с заданной задачей.
исследовательских) парных (групповых) заданий;
Объективность оценки собственного вклада в достижение
Самоанализ и самооценка деятельности в паре,
командного результата;
группе, команде;
Успешность применения коммуникационных
Оценка практических (проектных,
способностей на практике;
исследовательских) парных (групповых) заданий;
Соблюдение принципов профессиональной этики;
Дифференцированный зачет Экзамен
Владение способами бесконфликтного общения и
20
саморегуляции в коллективе.

ПК
2.1.
Разрабатывать
программы
внеурочной
деятельности
на
основе
требований ФГОС, примерной
образовательной программы и
с
учетом
примерных
программ
внеурочной
деятельности
и интересов
обучающихся
и
их
родителей (законных
представителей)

Учет требований ФГОС, примерной образовательной
программы и с учетом примерных программ
внеурочной деятельности и
интересов
обучающихся
и
их
родителей
(законных
представителей)
при
разработке
программы
внеурочной деятельности.

ПК 2.2. Реализовывать
программы внеурочной
деятельности
в
соответствии
с
санитарными нормами и
правилами.

Проводит внеурочные занятия в соответствии с
требованиями содержания
программ,
санитарными нормами и правилами.

ПК 2.3. Анализировать
результаты внеурочной
деятельности обучающихся

Выбирает и применяет способы и
методики
диагностики результатов внеурочной деятельности.
Полнота и обоснованность анализа результатов
внеурочной деятельности

Защита проекта собственной программы
внеурочной деятельности, выстроенной на
основе результатов изучения интересов
обучающихся и их родителей (законных
представителей) (результаты анкетирования,
диагностик, бесед и т.д.)
Творческое представление
результатов
обзора и анализа программ внеурочной
деятельности
(реклама,
агитплакат,
видеоролик и т.д.) Проект индивидуальной
образовательной траектории обучающегося на
основе результатов диагностики его интересов,
запросов, особенностей.
Дифференцированный зачет
Экзамен
Оценка прохождения практики педагогами,
методистами
Оценка методистами (преподавателями,
учителями) конспектов внеурочных занятий,
предполагающих организацию игровой,
учебно- исследовательской, художественнопродуктивной, культурно-досуговой, проектной
и др. видов деятельности.
Дифференцированный зачет
Экзамен
Письменный отчет по итогам педагогической
практики.
Экспертная
оценка
результатов
анализа
учителями, методистами
Оценка выполнения практических работ
Дифференцированный зачет
Экзамен

21

ПК 2.4. Выбирать
и
разрабатывать учебнометодические материалы для
реализации программ
внеурочной деятельности.

ПК 2.5. Систематизировать и
оценивать педагогический
опыт и образовательные
технологии в области
начального общего
образования с позиции
эффективности их
применения в организации
внеурочной деятельности
обучающихся
ПК 2.6. Выстраивать
траекторию
профессионального роста на
основе результатов
анализа
эффективности внеурочной
деятельности обучающихся и
самоанализа

-объективность оценки качества и эффективности
учебно- методических материалов для реализации
программ внеурочной деятельности;
- целесообразность, соответствие программному
содержанию и возрасту обучающихся
самостоятельно разработанных учебно- методических
материалов
-качество планирующей и отчетной документации в
области внеурочной деятельности

Открытые защиты портфолио, творческих и
проектных работ.
Оценка прохождения практики методистами,
учителями.
Оценка выполнения практических работ
Оценка методистами, учителями качества
планирующей и отчетной документации в
области внеурочной деятельности
Дифференцированный зачет
Экзамен
- полнота и точность анализа педагогического опыта Устные
выступления
с презентацией
и образовательных технологий
Защита проектов
предложения
по усовершенствованию
Защита
траектории
эффективности внеурочной деятельности в
профессионального роста Представление
соответствии с педагогическими, гигиеническими,
наиболее
специальными требованиями
эффективных
практик
организации
внеурочной деятельности
Оценка
выполнения практических
работ
Защита
методического портфолио
Экспертная оценка решения кейс-задач
Дифференцированный зачет Экзамен
Осуществляет
анализ
внеурочного
занятия, Письменный отчет по итогам педагогической
самоанализ деятельности при подготовке и практики.
проведении внеурочного занятия.
Карта анализа и самоанализа занятия
Траектория профессионального роста связана
Защита траектории профессионального роста
результатами анализа и самоанализа деятельности
Самодиагностика, тестирование
Дифференцированный зачет
Экзамен

22

ЛИСТ АКТУАЛИЗАЦИИ МДК

Сроки внесения
изменений

Перечень внесенных изменений

Подпись
преподавателя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».