МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания 2025-2026 уч.год

Российская Федерация
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б. КАЗИАХМЕДОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по модулю ПМ.01 Преподавание по программам
начального общего образования:

МДК 01.05. «Естествознание с методикой преподавания»
среднего профессионального образования-программы подготовки
специалистов среднего звена специальностей
44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

объем: 106 ч.

ДЕРБЕНТ
2025

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
специальности, 44.02.02. Преподавание в начальных классах, рабочего учебного
плана образовательного учреждения на 2025/2026 учебный год.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический
колледж» им Г. Б. Казиахмедова.

Разработчик: Рабаданова Х.К. – преподаватель первой категории
Рецензент:
Рекомендована
научно-методическим
советом
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для применения
в учебном процессе.
Заключение научно-методического совета

№__________

от____________

1. Паспорт рабочей программы дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Дисциплина входит в профессиональный учебный цикл в составе профессионального
модуля «Преподавание по программам начального общего образования».
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности
обучающихся;
требования федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и примерные основные образовательные программы
начального общего образования;
программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления
образовательного процесса по основным образовательным программам начального
общего образования;
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального
общего образования;
воспитательные возможности урока в начальной школе;
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на
уроках;
особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами
в развитии и трудностями в обучении;
основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
трудности в обучении;
основы обучения и воспитания одаренных детей;
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
содержание основных учебных предметов начального общего образования в
объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику
преподавания естествознания;
методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности,
обучающихся по естествознанию;
методику составления педагогической характеристики ребенка;
основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления
отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;

логику анализа уроков;
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
находить и использовать методическую литературу и другие источники
информации, необходимой для подготовки к урокам;
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного
предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарногигиеническими нормами;
использовать различные средства, методы и формы организации учебной
деятельности, обучающихся на уроках, строить их с учетом особенностей учебного
предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их
индивидуальными особенностями;
планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися,
имеющими трудности в обучении;
использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном
процессе;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
проводить педагогический контроль на уроках, осуществлять отбор контрольноизмерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
интерпретировать результаты диагностики учебных достижений, обучающихся;
оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках, выставлять
отметки;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков;
анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения,
корректировать и совершенствовать их;
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и
средств, поставленным целям и задачам;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать
следующими компетенциями:
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее
регулирующих.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным
программам начального общего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на
основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных
основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
начального общего образования.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Семестры – 4,5;
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часа.
самостоятельной работы обучающегося – 30 часов

2.

СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретическое обучение

40

практические занятия

28

Консультации

2

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме экзамена

30
6

Курсовой проект (работа)

18

2.2 тематический план и содержание профессионального модуля МДК 01 05 «Естествознание с методикой преподавание»
Наименование
Содержание,
Объем, акад. ч/в
разделов и тем
Лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая
том числе в
профессионально
работа (проект)
форме
го модуля (ПМ),
практической
междисциплинар
подготовки
ных курсов (МДК
акад. ч
1
2
3
МДК.01.05. Предметная область «Естествознание» с методикой преподавания
25\8
Раздел 1. Методика преподавания предметной области «Естествознание» в начальной школе
17
Содержание
1
1.Методика преподавания предметной области «Естествознание» в начальной школе как педагогическая наука

Тема 2.1.
Требования к
организации
обучения на
уроках
естествознания

2. Естествознание как предметная область в изучении учебного предмета «Окружающий мир». Требования ФГОС
НОО к содержанию и формам организации учебной деятельности по учебному предмету «Окружающему миру»
(предметная область» естествознание»). Задачи и принципы построения предметной области «естествознание».
Содержание предметной области «естествознание» в начальной школе: Человек и природа. Правила безопасности
жизни.
3. Примерная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру (предметная область
естествознание). Учебники окружающего мира в начальных классах, допущенные к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
4.Урок окружающего мира (предметная область «естествознание») в начальной школе, требования к организации
учебной деятельности на уроке. Воспитательные и развивающие возможности уроков окружающего мира
(предметная область «естествознание») в начальной школе.
5. Универсальные учебные действия, освоенные на уроках окружающего мира (предметная область естествознание).
Пропедевтический уровень освоения универсальных учебных действий. Планируемые результаты освоения
программы учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область естествознание) на уровне начального
общего образования.
1. Методы, формы и средства организации учебной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира
(предметная область «естествознание»)
2.Логикаанализауроков. Логика анализа уроков окружающего мира (предметная область «естествознание»)
3. Педагогический контроль результатов учебной деятельности обучающихся начальных классов освоения учебного
предмета «Окружающий мир» (предметная область «естествознание»). Формы и методы диагностики учебных
достижений обучающихся. Работа с одаренными детьми и неуспевающими
4.Подготовка к уроку окружающего мира (предметная область «естествознание»): логика проектирования, наглядное
и дидактическое обеспечение урока.
В том числе практических занятий

2

1

3

2

3
2
1

2

Тема 2.1
Земля - планета
Солнечной
системы

Тема 2.2
Внешнее и
внутреннее
строение Земли.
План и карта

Практическое занятие 1. «Изучение примерной рабочей программы начального общего образования по
окружающему миру (для 1-4 классов образовательных организации) одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию»

1

Практическое занятие 2. «Обзор учебников окружающего мира допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
Практическое занятие 3. «Наблюдение и анализ уроков окружающего мира в начальной школе»

1

Практическое занятие 4. «Методы и формы организации обучения. Разработка фрагмента урока по требованиям
всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы». Характеристика
деятельности обучающихся на уроках естествознания.
Практическое занятия 5-6. «Методика демонстрационных опытов. Методика проведение опытов учащимися»
Разработка фрагмента урока.
Практическое занятие 7. «Проектирование урока окружающего мира по предложенной теме». Разработка
фрагмента урока.
Практическое занятие 8. «Организации экскурсии на природу, в парк, в музей и т.д.» Разработка фрагмента урокаэкскурсии.
Раздел 2. Содержание предметной области «Естествознание»
Содержание
1.Солнечнаясистема, ее место в Галактике и происхождение. Строение и состав Солнечной системы. Две группы
планет.
2.Земля как планета. Движение Земли. Система Земля-луна. Наклон земной оси и смена времен года. Малые тела
солнечной системы. Солнце. Звезды. Галактики. Вселенная.
3. Форма и размер Земли. Доказательства шарообразности Земли.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. «Изучение суточного и годового движения Земли и их географических следствий»
Разработка фрагмента урока».
Содержание
1. Внешнее и внутреннее строение Земли. Рельеф земного шара, формы рельефа. Обзор рельефа по физической
карте России. Особенности поверхности родного края. Всемирное, местное, поясное и декретное время. Часовые
пояса Земли. Способы определения времени. Глобус и градусная сеть. Географические карты. Географические
координаты. Масштаб карты. Изображение Земли на глобусе и карте.
2. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы определения сторон горизонта.
Ориентирование по компасу. Азимут. Определение расстояний на местности
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие10. «Работа с картой: определение географических координат, направления и расстояния,

1

1

1

1
43\20

3

1

7

1

1

Тема 2.3
Минералы и
горные породы
Почва

Тема 2.4
Гидросфера

Тема 2.5
Атмосфера

Тема 2.6
Природные зоны
России

пользование масштабом» Разработка фрагмента урока
Практическое занятие 11-12. «Овладение навыками работы с компасом: определение сторон горизонта, азимута»
Разработка фрагмента урока. Характеристика деятельности обучающихся на уроках естествознания.
Содержание
Минералы и горные породы. Понятие о минералах и горных породах. Строение и свойства минералов.
Классификация горных пород по происхождению. Почва. Происхождение почв. Виды почв. Почвообразование.
Механический состав и свойства почв. Типы почв. Химические свойства, состав и структура почвы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 13-14 «Определение и описание минералов и горных пород» Разработка фрагмента урока
по требованиям всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы».
Характеристика деятельности обучающихся на уроках естествознания.
Практическое занятие 15-16 «Изучение состава и свойств различных типов почв»
Разработка фрагмента урока по требованиям всероссийского чемпионатного движения по профессиональному
мастерству «Профессионалы». Характеристика деятельности обучающихся на уроках естествознания.
Содержание
Гидросфера. Вода и ее свойства. Водные ресурсы. Круговорот воды. Мировой океан. Подземные воды. Реки и речная
сеть. Строение реки. Строение речной долины. Питание рек. Геологическая деятельность рек. Озера и болота.
Подземные воды.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие17-18 «Определение длины и уклона реки»
Содержание
Значение атмосферы в жизни планеты. Состав и строение атмосферы. Нагревание атмосферы. Солнечная радиация.
Факторы, влияющие на интенсивность солнечной радиации. Температура воздуха. Изотермы. Тепловые пояса Земли.
Атмосферные явления: влажность воздуха, испарение и конденсация, образование осадков. Давление атмосферы:
атмосферное давление и методы его измерения, изобары, закономерности распределения давления на поверхности
Земли. Ветер: образование ветра, скорость и сила ветра. Закономерности циркуляции воздуха в атмосфере Земли.
Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 19-20 «Анализ атмосферных явлений, прогнозирование погоды» Разработка фрагмента урока
по требованиям всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы».
Содержание
Понятие о природных зонах Земли. Географическое положение, климат, почвы, животный и растительный мир
природных зон. Характер использования природных ресурсов зоны человеком.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 21-22 «Составление краткой характеристики природных зон». Разработка фрагмента урока
по требованиям всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы».

2

1

2

2

3

2
2

2

1

2

Практическое занятие 23-24 «Определение основных свойств жизни по описанию» Разработка фрагмента урока
по требованиям всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы».
Характеристика деятельности обучающихся на уроках естествознания.
Тема 2.7
Содержание
Система
Биологическая систематика как наука. Систематические категории. Понятие о бинарной номенклатуре видов.
классификации
Современная система органического мира. Ботаника как раздел биологии. Царство Растений. Низшие и высшие
живых
растения. Растения–продуценты как производители органического вещества в геологической истории Земли.
организмов
Питание и дыхание растений. Жизненные факторы для растений.
Зоология как раздел биологии. Царство животных. Эволюция животных. Основные систематические группы
животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Условия, необходимые для жизни животных. Особенности
питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных. Дикие и домашние
животные. Роль животных в природе и жизни человека. Животный мир родного края.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 25-26 «Определение систематического положения биологического объекта» Разработка
фрагмента урока по требованиям всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству
«Профессионалы». Характеристика деятельности обучающихся на уроках естествознания.
Тема 2.8
Содержание
Основы экологии. Экология как наука. Экологические факторы. Классификация экологических факторов по происхождению. Реакции
Экологические
организма на изменение экологических факторов. Экологическая кривая, критические точки и зоны.
факторы
Свет, тепло, вода как экологические факторы. Приспособления животных и растений к условиям обитания. Сезонные
и суточные ритмы живой природы. Фотопериодизм. Пойкилотермные и гомойотермные животные. Растения
засушливых и влажных мест обитания
Типы взаимодействия организмов при совместном обитании: нейтрализм, конкуренция, хищничество, паразитизм,
симбиоз, комменсализм
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 27 «Анализ экологической кривой» Разработка фрагмента урока по требованиям
всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы». Характеристика
деятельности обучающихся на уроках естествознания.
Содержание
Тема 2.9
Экологические
Понятие об экологической системе и биогеоценозе. Основные компоненты биоценоза. Составляющие биоценоза:
системы
фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз. Разнообразие биоценозов. Пищевые связи в экосистемах. Понятие о
трофической цепи и трофической сети. Трофические уровни: продуценты, консументы, редуценты. Экологические
пирамиды. Биоразнообразие и устойчивость в экосистемах. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы.
Природные сообщества родного края. Природные зоны России: общее представление, основные характеристики
(климат, флора и фауна). Понятие об экологической сукцессии. Первичная и вторичная сукцессия. Деятельность
человека как фактор смены экосистем. Искусственные экосистемы. Правила поведения в природе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

3

2

1

1

1

Практическое занятие 28 «Сравнительный анализ естественных и искусственных экосистем»
Разработка фрагмента урока по требованиям всероссийского чемпионатного движения по профессиональному
мастерству «Профессионалы».
Учебная практика раздела ПМ 01.05 Виды работ
1. Изучение примерной рабочей программы начального общего образования по окружающему миру (для 1-4 классов образовательных
организаций), одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021г.
2. Обзор учебников окружающего мира, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
3. Обзор электронных (цифровых) образовательных ресурсов по окружающему миру, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые
программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания учащихся начальной школы,
представленных в электронном (цифровом) виде и реализующим дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании
4. Наблюдение и анализ окружающего мира.
5. Проектирование урока окружающего мира по предложенной теме: определение темы, целей и задач урока, выбор учебных заданий,
структурирование урока, разработка технологической карты (конспекта, сценария), наглядного и раздаточного материала, дидактических
средств обучения в том числе с использованием онлайн-ресурсов.
6. Разработкаидемонстрацияуровневыхучебныхзаданийпоокружающемумирувначальнойшколе.
7. Определение алгоритма подготовки обучающихся к единой системе оценки качества образования в окружающего мира: знакомство с
демоверсиями промежуточных срезов знаний, обучающихся (НИКО, ВПР); международных сопоставительных исследований.
8. Определение алгоритма подготовки обучающихся к мониторингу.
9. Работа с контрольно-измерительными материалами по окружающему миру
10. Определение алгоритма подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам по окружающему миру.
11. Проведение опытов.
12. Отработка навыка выполнения заданий и решения задач, в том числе олимпиадные.
13. Разработка учебного исследования.
14. Разработка мини-проекта.
15. Разработка учебного проекта.
Производственная практика ПМ. 01. 05 Виды работ
– планирование, проведение и анализ уроков окружающего мира по темам1-4 классов;
– планирование и анализ учебно-тематических планов по окружающему миру;
– проектирование и разработка уроков окружающего мира;
– разработка исследовательского занятия по окружающему миру;
– анализ процесса и результатов работы учащихся и студентов по итогам практики.
Курсовой проект (работа)
Обучающийся имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данного или иного профессионального модуля(ей) или
общепрофессиональной дисциплине(-ам).
Промежуточная аттестация

1

8

32

18
8

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе междисциплинарного курса
МДК.01.05. «Естествознание с методикой преподавания»
1. Область применения программы
Рабочая программа МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания
является частью основной профессиональной образовательной программы по
специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
Рабочая программа МДК составлена в соответствии с ФГОС СПО 44.02.02
Преподавание в начальных классах и может быть использована при реализации
программ повышения квалификации учителей начальных классов.
2. Место МДК в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания
является составной частью ПМ.01 Преподавание по программам начального общего
образования
основной
профессиональной
образовательной
программы
специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
3. Требования к результатам освоения МДК
В результате освоения МДК у обучающегося должны быть сформированы
общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам
начального общего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на
основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида
образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обуч-ся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
начального образования.
В результате освоения МДК обучающийся должен иметь практический опыт:
ПО01.1 - анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем
учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его
совершенствованию;
ПО01.2 - определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем
учебным предметам начальной школы;
ПО01.3 - проведения диагностики и оценки учебных достижений младших
школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
ПО01.4 - составления педагогической характеристики обучающегося;
ПО01.6 - наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков
в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями,
разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ПО01.7 - ведения учебной документации.
В результате освоения МДК обучающийся должен уметь:
У01.1 - находить и использовать методическую литературу и другие источники
информации, необходимой для подготовки к урокам;
У01.2 - определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей
учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами;
У01.3 - использовать различные средства, методы и формы организации учебной
деятельности, обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с
учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности
обучающихся;
У01.5 - планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их
индивидуальными особенностями;
У01.6 - планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с
обучающимися, имеющими трудности в обучении;

У01.7 - использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном
процессе;
У01.8 - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с
обучающимися;
У01.9 - проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам,
осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов
диагностики результатов обучения;
У01.10 - интерпретировать результаты диагностики учебных достижений,
обучающихся;
У01.11 - оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках, по
всем учебным предметам, выставлять отметки;
У01.12 - осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем
учебным предметам;
У01.13 - анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и
обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
У01.19 - анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и
средств, поставленным целям и задачам;
У01.20 - осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
У01.32* - моделировать занятия по организации детских исследований;
У01.33* - организовывать учебные исследования младших школьников.
В результате освоения МДК обучающийся должен знать:
З01.1 - особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности
младших школьников;
З01.2 - требования образовательного стандарта начального общего образования и
примерные программы начального общего образования;
З01.3 - программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З01.4 - вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
З01.5 - воспитательные возможности урока в начальной школе;
З01.6 - методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности
на уроках по всем предметам;
З01.9 - основы обучения и воспитания одаренных детей;
З01.10 - основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
З01.11 - содержание основных учебных предметов начального общего образования в
объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и
методику их преподавания (естествознание);
З01.12 - требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
З01.13 - методы и методики педагогического контроля результатов учебной
деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
З01.15 - основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии
выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
З01.16 - педагогические и гигиенические требования к организации обучения на
уроках;
З01.17 - логику анализа уроков;
З01.18 - виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению;
З01.21* - основные понятия краеведения.

Информационное обеспечение обучения.
Основные источники (ОИ)

№
п/п
ОИ 1
ОИ 2
ОИ 3
ОИ 4

Наименование
Естествознание (ЮРАЙТ, электронная библиотека)
Методика преподавания естествознания в начальной школе
(ЮРАЙТ, электронная библиотека)
Естествознание и основы экологии.

ОИ 9
ОИ 10
ОИ 11

Методика обучения естествознанию и экологическое
воспитание.
Методическое пособие «Зеленый дом».
Атлас- определитель «От Земли до неба»
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
«Великан на поляне» «Зеленый дом».
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
«Зеленые страницы».
Популярный атлас определитель. «Дикорастущие растения».
Экологическое образование в начальной школе.
Основы природоведения.

ОИ 12

Методика преподавания природоведения

ОИ 5
ОИ 6
ОИ 7
ОИ 8

Автор

Издательство, год издания

М.С. Смирнова, М.В.
Вороненко, Т.М. Смирнова
Е.В. Григорьева

Москва 2023 год

Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И.
Сивоглазов, Е.К. Страуд.
Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И.
Сивоглазов
А.А. Плешаков. Москва,
А.А. Плешаков.
А.А. Плешаков. А. А. Румянцев.

Москва, Академия А. 1998г.

А.А. Плешаков

Москва, «Просвещение»2012г.

В.С. Новиков, И. А. Губанов
Л.П. Симонова
В.П. Горошенко. Л.Ф.
Мельчаков.
В.П. Горошенко, И.А. Степанов

Москва, «Дрофа»2007г
Москва, Академия 2000г.
Москва 1976г. «Просвещение»

Москва 2023 г

Москва, «Дрофа»2007г.
Москва, «Просвещение» 1997г.
Москва, «Просвещение» 2012г.
Москва, «Просвещение» 2012г.

Москва, «Просвещение» 1976г.

№
п/п
ДИ
1
ДИ 2
ДИ 3
ДИ 4
ДИ 5
ДИ 6
ДИ 7
ДИ 8
ДИ 9

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Методика преподавания естествознания в начальной школе:
учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования педагогического профиля
Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: методика
преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов
среднего и высшего педагогических учебных заведений.
Окружающий мир в 3-4 классах: книга для учителя

Г.В. Аквилева, З.А. Клепинина

М.: ВААДОС, 2001

Е.Т.Бровкина

М.: Академия. 2000

Н.Ф. Винаградова, Г.Г.
Ивченкова, И.В. Потапова.

Москва, «Просвещение»2001г.

Каталог образовательных интернет – ресурсов: электронный
учебник.
«Методика преподавания естествознания в начальной школе».
Нетрадиционные уроки естествознания

Форма доступа:
www.bookee.ru./catalog
Г.В. Аквилева, З.А. Клепинина
Т.Б. Красачева

Методические рекомендации. Книга для учителя «Окружающий
мир» 1-4 классах начальной школы.
Учебники «Окружающий мир» 1-4 классы
Рабочие тетради «Окружающий мир» 1-4 классы
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»

И.П. Товпинец, Н.В. Борзова,
О.В. Крылов.
А.А. Плешаков
А.А. Плешаков
Т.Н. Максимова, Н.Ю.
Васильева.
В. И. Сиваглазов

ДИ Многообразие живой природы «Растения»
10
ДИ Многообразие живой природы «Животные»
11
ДИ12 Биология растений, грибов, лишайников. Серия «Элективные
курсы»
ДИ13 ФГОС НОО
ДИ Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли.
14
Под редакцией
ДИ Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.
15
Система заданий в двух частях. Под редакцией.
ДИ Планируемые результаты НОО. Под редакцией
16
ДИ Реализация нового образовательного стандарта: потенциальная
17
система

Начальная школа. 2002. - №2. –
С.57.
Москва, «Просвещение» 2001г
Москва, «Просвещение» 2014г
Москва, «Просвещение» 2014г
Москва, «Просвещение»2014г
Москва, «Дрофа»2008г.

В. И. Сиваглазов

Москва, «Дрофа» 2008г.

В. И. Сиваглазов, И. Б.
Агафонова.

Москва, «Дрофа»2008г.

А. Г. Асмолова

Москва, «Просвещение» 2014г
Москва, «Просвещение» 2010г.

Г. С. Ковалевой, О. Б.
Логиновой.
А. Г. Асмолова

Москва, «Просвещение» 2010г

Л.В.Занкова.

Издательский дом «Федоров».
Издательство «Учебная
литература» 2011г.

Москва, «Просвещение» 2010г

ДИ
18
ДИ
19
ДИ
20
ДИ
21
ДИ
22

Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной
школе.
Развитие исследовательских умений младших школьников.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.
Практическое руководство по методике преподавания
естествознания в начальной школе (ЮРАЙТ, электронная
библиотека)
Методика преподавания естествознания (ЮРАЙТ, электронная
библиотека)

А.В, Миронов

Ростов-на-Дону. Феникс, 2013г.

Под редакцией Н.Б.
Шумаковой, 2011г.
Д. В. Григориев, П.В. Степанов.

Москва, «Просвещение» 2010г

Н.А. Горбунов

Москва 2023 г.

Е.Ф. Козина, Е.Н. Степонян

Москва 2023 г.

Дополнительные источники (ДИ)
Интернет-ресурсы (ИР)
ИР 1
ИР 2
ИР 3
ИР 4
ИР 5
ИР 6

www.bookee.ru./catalog
http://www.nrc.edu.ru
http://www.ispu.ru
http://www.proshkolu.ru
http://www.festival.1september.ru
http://www.pedsovet.org

Виды работ по учебной практике ПМ 01. МДК 05.
№
п/п

Раздел ПМ.
Виды работ

Количество
часов

1

2

3

1
2
3

4

5

Раздел ПМ 1.
Анализ учебно-тематических планов и процесса обучения
по естествознанию в начальной школе.
Определение цели и задач, планирования и проведения
уроков по естествознанию в начальной школе.
Проведение диагностики и оценки учебных достижений
обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и
отдельных обучающихся.
Наблюдение, анализ и самоанализ уроков, обсуждение
отдельных
уроков
в
диалоге
с
сокурсниками,
руководителем педагогической практики, учителями,
разработка предложений по их совершенствованию и
коррекции.
Ведение учебной документации
ВСЕГО часов

Коды
формируемых
компетенций
ОК
ПК
4
5

Материально-техническое и
информационное обеспечение занятий
(№ позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
6
ДИ13- ДИ16

ОК
1.1-1.11
36

ПК
1.1-1.5;
4.1-4.5

ДИ1- ДИ6

Виды работ по производственной практике МДК 01.05.
№
п/п
1
1

2

3

4
5

6

7

8
9

Раздел ПМ. 01.
Виды работ

Количес
тво
часов

2
Находить и использовать методическую литературу и другие
источники информации, необходимой для подготовки к урокам.
Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом
особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных
обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами;
Использовать различные средства, методы и формы организации
учебной деятельности, обучающихся на уроках по
естествознанию, строить их с учетом особенностей учебного
предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся.
Использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в
образовательном процессе.
Устанавливать педагогически целесообразные
взаимоотношения с обучающимися.
Проводить педагогический контроль на уроках естествознания,
осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов,
форм и методов диагностики результатов обучения.

3

Коды формируемых
компетенций
ОК

ПК

4

5

Материально-техническое и
информационное обеспечение
занятий
(№ позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
6

20

ОИ 2-ОИ 10; ДИ14-ДИ2-

20

ОИ2, 10, ДИ14-16
ИР2-3

20

20

ОК 1-11

ПК1.1-1.5 ДИ16-18;
ПК 4.1ИР3-4
4.5
ДИ 1-4; ОИ 2,10
ОИ 2,10; ДИ5-6

20

20

ОИ10; ДИ 4-6

20

ОИ10; ДИ 13

Осуществлять самоанализ, самоконтроль проведенных уроков.
Анализировать уроки для установления соответствия
содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам.

20
20

ДИ 13-17
ОИ2; ДИ13-17

ВСЕГО часов

180

Оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на
уроках по естествознанию, выставлять отметки.

3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета естествознания
с методикой преподавания оснащенный следующими техническими средствами
обучения и оборудованием: учебная мебель, доска аудиторная, мультимедийное
проекционное и акустическое оборудование, персональный компьютер.
На ПК установлено следующее программное обеспечение:
— Офисное ПО: операционная система MS Windows, офисный пакет MS Office,
платформа MS Teams, офисный пакет LibreOffice, антивирусное ПО Dr. Web.
Обеспечено проводное подключение ПК к локальной сети и сети Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий: основной и дополнительной
литературы, Интернет-ресурсов.
Основная литература:
1. Алексашина, И. Ю. Современные модели уроков естествознания / И. Ю.
Алексашина, И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург: КАРО, 2018. — 160 c. —
ISBN 978-5-9925-1359-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная
система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89267.html (дата
обращения: 11.05.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Дополнительная литература:
1. Куприна, Л. Е. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебное
пособие / Л. Е. Куприна. — Тюмень: ТюмГУ, 2014. — 312 с. — ISBN 978-5-40001020- 0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система ЮРАЙТ.
— URL: https://e.lanbook.com/book/109899 (дата обращения: 16.05.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
2. Теоретические основы естествознания: учебное пособие (курс лекций) /
составители М. И. Кириллова. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный
университет, 2018. — 215 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный //
Электроннобиблиотечная
система
ЮРАЙТ:
[сайт].
—
URL:
http://www.iprbookshop.ru/92604.html (дата обращения: 11.05.2020). — Режим
доступа: для авторизир. пользователей
Интернет ресурсы:
1. Знаниум - https://new.znanium.com/
2. Лань - https://e.lanbook.com/
3. IPR Books - http://www.iprbookshop.ru/
4. Elibrary - https://www.elibrary.ru/
5. Национальная электронная библиотека (НЭБ) - https://rusneb.ru/
6. Межвузовская электронная библиотека (МЭБ) - https://icdlib.nspu.ru/
7. "ИВИС" (БД периодических изданий) - https://dlib.eastview.com/browse
8. Электронная библиотека Тюмгу - https://library.utmn.ru/ Перечень
информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного
процесса по дисциплине: Платформа для электронного обучения Microsoft Teams.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы
(освоенные умения, усвоенные знания)
контроля и оценки
результатов обучения
тесты
Умения
- находить и использовать методическую литературу и контрольные работы
другие источники информации, необходимой для подготовки доклады
к урокам;
сообщения
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом кейс-задачи
особенностей учебного предмета, возраста, класса, портфолио
отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно- экзамен
гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы
организации учебной деятельности обучающихся на уроках,
строить их с учетом особенностей учебного предмета,
возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в
соответствии с их индивидуальными особенностями;
- планировать и проводить коррекционно-развивающую
работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
- использовать технические средства обучения (далее - ТСО)
в образовательном процессе;
устанавливать
педагогически
целесообразные
взаимоотношения с обучающимися;
- проводить педагогический контроль на уроках,
осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов,
форм и методов диагностики результатов обучения;
- интерпретировать результаты диагностики учебных
достижений обучающихся;
- оценивать процесс и результаты деятельности
обучающихся на уроках, выставлять отметки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении
уроков;
- анализировать процесс и результаты педагогической
деятельности
и
обучения,
корректировать
и
совершенствовать их;
- анализировать уроки для установления соответствия
содержания, методов и средств, поставленным целям и

задачам;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении
уроков;
Знания
- особенности психических познавательных процессов и
учебной деятельности обучающихся;
требования
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования
и примерные основные образовательные программы
начального общего образования;
программы
и
учебно-методические
комплекты,
необходимые для осуществления образовательного процесса
по основным образовательным программам начального
общего образования;
- вопросы преемственности образовательных программ
дошкольного и начального общего образования;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- методы и приемы развития мотивации учебнопознавательной деятельности на уроках;
- особенности одаренных детей младшего школьного
возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в
обучении;
- основы построения коррекционно-развивающей работы с
детьми, имеющими трудности в обучении;
- основы обучения и воспитания одаренных детей;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном
процессе;
- содержание основных учебных предметов начального
общего образования в объеме, достаточном для
осуществления профессиональной деятельности, и методику
преподавания естествознания;
- методы и методики педагогического контроля результатов
учебной деятельности обучающихся по естествознанию;
- методику составления педагогической характеристики
ребенка;
- основы оценочной деятельности учителя начальных
классов, критерии выставления отметок и виды учета
успеваемости обучающихся;
- педагогические и гигиенические требования к организации
обучения на уроках;
- логику анализа уроков;
- виды учебной документации, требования к ее ведению и
оформлению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по
МДК 01. 05 «Естествознание с методикой преподавание»
Ознакомившись с предложенной программой, с теоретическими вопросами и
практическими заданиями нами были внесены некоторые изменения. В связи с тем,
что по учебному плану «Естествознание с методикой преподавания» проводится во
втором полугодии 2 курса и продолжается в первом полугодии 3 курса, считаем, что
более целесообразно сначала ознакомить учащихся с методикой преподавания
естествознания, а именно с методами и приемами используемыми на уроках
«Окружающий мир», требованиями ФГОС НОО к содержанию и формам
организации учебной деятельности, с учебниками по окружающему миру и
примерными рабочими программами начального общего образования, посетить и
проанализировать показательные уроки в школе и т.д. А на 3 курсе, изучая
содержание предметной области «Естествознание», работаем параллельно с
учебниками «Окружающий мир», проводим фрагменты уроков по пройденным
темам анализируя их, работаем с планом и картой и т.д., опираясь на имеющие
знания по методике преподавания естествознания. Также не маловажно, что на
усвоение предмета «Естествознание» на 3 курсе по учебному плану отводится
больше часов, что дает возможность лучше подготовить учащихся к прохождению
пробной практики в начальной школе. Все теоретические и практические часы нами
включены в программу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».