ОУП.11 География 2025-2026 уч.год

Российская Федерация
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б. КАЗИАХМЕДОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.11
«ГЕОГРАФИЯ»

среднего профессионального образования-программы подготовки
специалистов среднего звена специальностей
44.02.02 Преподавание в начальных классах
44.02.01 «Дошкольное образование»
49.02.01 Физкультура
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
40.02.04 Юрист

объем: 72 ч.

ДЕРБЕНТ
2025

2

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «География» разработана в
соответствии с ФГОС СОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г.
№413 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования», приказ Министерства
просвещения РФ от 12 августа 2022 г. N 732); с Концепцией преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ
среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 апреля 2021 г.№ Р-98; с Федеральной образовательной программой
среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022
№ 71763) по специальностям: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01
Дошкольное образование, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, и
49.02.01 Физическая культура

Организация-разработчик: ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

Разработчик: Агасиева Н.М., преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ «Дербентский

профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

3

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
«ГЕОГРАФИЯ»

РАБОЧЕЙ

2. СТРУКТУРА
И
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ
И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

СОДЕРЖАНИЕ
14
ПРОГРАММЫ
20

ОСВОЕНИЯ
21

4

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«География»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 44.02.02 Преподавание в начальных
классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании, и 49.02.01 Физическая культура
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических
процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая географические
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, телекоммуникаций и простого общения.

5

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО, ФОП СОО
Наименование и код
компетенции
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

Планируемые результаты
Общие
В части трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
 способность их использования в познавательной и социальной
практике











Дисциплинарные
понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных
проблем, в решении которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в
том числе в России;
освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации природы и
общества; выбирать и использовать источники географической
информации для определения положения и взаиморасположения
объектов
в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов в пространстве;
сформировать системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать географические
процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных географических
закономерностях для определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений и процессов; проводить
классификацию географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать взаимосвязи между природными условиями и
размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства
стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
владеть географической терминологией и системой базовых
географических
понятий,
умение
применять
социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем: описывать географические
аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить
примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры
возможных путей решения глобальных проблем;

6
OK 02.
Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде

В области ценности научного познания:
 сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:
 владеть навыками получения информации из источников разных
типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
 оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;






сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных и антропогенных
факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений;
выбирать форму фиксации результатов наблюдения; формулировать
обобщения и выводы по результатам наблюдения;
сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых
знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования:
выбирать
и
использовать
источники
географической информации; сопоставлять и анализировать
географические карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления закономерностей
социально-экономических, природных и экологических процессов и
явлений; определять и сравнивать по географическим картам
разного содержания и другим источникам географической
информации качественные и количественные
показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно
находить, отбирать и применять различные методы
познания для решения практико-ориентированных задач;

готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
- владеть географической терминологией и системой базовых
самоопределению;
географических понятий, умение применять социально- экономические
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
понятия для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
б) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы; осуществлять
позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
г) принятие себя и других людей:
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
 признавать свое право и право других людей на ошибки;

7
ОК 06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

ОК 07.
Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять
знания об
изменении климата,




осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
целенаправленное развитие внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых
установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
 ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;



В области экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на

- сформировать систему комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и
явления и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для
определения и сравнения свойств изученных географических объектов,

понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных
проблем, в решении которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в
том числе в России; определять роль географических наук в
достижении целей устойчивого развития;
 владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и
России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в
различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать выводы и заключения на
основе анализа и интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников; использовать
различные источники географической информации для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;

принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях






основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;





явлений и процессов; проводить классификацию географических
объектов, процессов и явлений; между природными условиями и
8
размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства
стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические процессы
и явления; объяснять географические особенности стран с разным
уровнем социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и общества для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
сформировать умения применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов: оценивать географические
факторы, определяющие сущность и динамику важнейших
социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать
изученные социально-экономические и геоэкологические процессы
и явления;

9

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:
Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Профессионально-ориентированное
содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация

Объем в часах
72
62
24
38
10
6
4
дифференцированный
зачет

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование разделов и
тем
1
Введение

Тема 1.1. Современная
политическая карта
мира

Тема 1.2. География
мировых природных
ресурсов

Тема 1.3. География

Основное содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
Профессионально-ориентированное содержание

Объём
часов
3
2

Теоретическое обучение

2

Роль географических знаний в формировании российской идентичности, воспитании патриотизма,
толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Раздел 1. Общая характеристика мира

2
30

Основное содержание учебного материала

4

Теоретическое обучение

2

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Субъекты
политической карты мира.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы
государственного устройства и формы государственного режима
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социальноэкономического развития развитых и развивающихся стран и их типы
Региональные и локальные конфликты.

1

Практические занятия

2

№1: «Ознакомление с политической картой мира»

2

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов природных ресурсов
(минеральные, земельные, водные, биологические, агроклиматические и т.д.).
Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана.
Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Рациональное
использование ресурсов и охрана окружающей среды
Практические занятия
№2: «Природные ресурсы мира»
№3 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира»
Основное содержание учебного материала

6
2
1

Формируемые
компетенции
4

ОК 02.
ОК 04.
ОК 07.

1

1

4
2
2
9

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.
ОК 06.
ОК 07.

населения мира

Теоретическое обучение
Современная демографическая ситуация. Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные
регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Современная
структура населения. Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный
состав населения мира. Социальная структура общества.
Занятость населения. Размещение населения. Экономически активное и самодеятельное население.
Особенности размещения населения в регионах и странах мира. Миграции населения, их основные причины
и направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира
«Ложная»
урбанизация,
субурбанизация,
урбанизация.
Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Практические занятия
№4: «Размещение и миграция населения Особенности демографической ситуации, расселения.»
№5: «Особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения»
Профессионально-ориентированное содержание

Тема 1.4. Мировое
хозяйство

Теоретическое обучение
Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий
жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития как
интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира.
Практические занятия
№6: «Сравнительная оценка качества жизни населения и культурных традиций народов в различных странах
и регионах мира».
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика, исторические этапы ее
развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и
кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности
развития мирового хозяйства. Социально-экономические модели стран. Интернационализация производства
и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие
место и роль стран в мировой экономике
География основных отраслей мирового хозяйства. Топливно-энергетический комплекс мира.
Электроэнергетика мира. Топливный баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая,
нефтяная, угольная промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические
особенности развития мировой электроэнергетики

2
2

ОК 01.
ОК 02.

4
2
2

3
2
2

1
1
11
2
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.
1

Тема 2.1. Зарубежная
Европа

Тема 2.2. Зарубежная
Азия

Практические занятия

6

№7: «Научно техническая революция и мировое хозяйство. Воздействие научно-технической
революции (НТР) на мировое хозяйство»
№8: «Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Топливно-Энергетическая
промышленность мира Географические особенности развития различных видов мирового транспорта.
Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты»
№9: «Сельское хозяйство стран мира. География мирового растениеводства и животноводства»
№10: «Транспорт стран мира. Отраслевая структура машиностроения. Главные центры машиностроения»
Профессионально-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
Дифференциация стран мира по уровню развития образовательных услуг
Практические занятия
№11: Анализ уровня образования населения в различных странах мира. Оценка влияния качества жизни
населения на развитие образования
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История
формирования его политической карты. Характеристика природно-ресурсного потенциала. Особенности
населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм. Особенности отраслевого
состава промышленности. Особенности развития сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень
развития транспорта и туризма в Европе.
Практические занятия
№12: «Создание комплексной карты Великобритании»
№13: «Германия и Франция. Условия их формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал,
население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура»
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История
формирования его политической карты. «Горячие точки» современной зарубежной Азии
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной Азии.
Практические занятия
№14 «Создание комплексной карты Китая»
№15: «Размещение населения Японии, Индии. Ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства
и их территориальная структура»

2
2
1
1
3
2
2
1
1
38
6
2
1

1

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

4
2
2
6
2
1
1
4
2
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

Тема 2.3. Африка

Тема 2.4. Америка

Тема 2.5. Австралия и
Океания

Тема 2.6. Россия в
современном мире

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его
политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала и особенности населения
Африки. Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки.
Практические занятия
№16: «Субрегионы Африки. Особенности их развития. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления».
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и развития.
Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы
США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы Канады
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. Население
Латинской Америки. Хозяйство стран Латинской Америки.
Практические занятия
№17: «Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Северной и
Латинской Америки»
№18: « Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Природно-ресурсный потенциал,
население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.»
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История
формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического
положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в
международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей.
Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации РФ.
Практические занятия
№19: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли
России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда»

4
2
2

2
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

6
2
1

1

4
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

2
2
2
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

8
4
2
2
4
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

№20: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Основное содержание учебного материала
Тема 3.1.
Теоретическое обучение
Классификация
глобальных проблем.
Глобальные процессы. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
Глобальные прогнозы,
процессов.
гипотезы и проекты
Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и общественных. Сырьевая,
энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные,
возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в
решении глобальных проблем человечества
Практические занятия
№25: «Глобальные проблемы человечества.»
Профессионально-ориентированное содержание
Практические занятия
№26: «Семинар «Социальный рейтинг и социальная значимость получаемой профессии в различных странах
мира, представления о ее востребованности и престижности (по материалам СМИ, электронным
источникам, свидетельствам профессионалов отрасли); правда и заблуждения, связанные с восприятием
получаемой профессии»
Дифференцированный зачет
Всего

2
6
2
1
1

2
2
2
2
2

2
72

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.
ОК 06.
ОК 07.

3.
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: наличие учебного кабинета «Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
•
посадочные места по количеству обучающихся;
•
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1.
Комплект
учебно-наглядных пособий:
•
атлас мира
•
контурные карты
•
карта мира
2.
Комплект
электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс», «Циклопические
постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Атлас. 10-11 классы / авт.-сост. М.В. Петрова. – М.: Просвещение, 2023. – 32 с.
2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. 10 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни /
Ю.Н. гладкий, В.В Николина. – М.: Просвещение, 2022. – 272 с.
3. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. 11 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни /
Ю.Н. гладкий, В.В Николина. – М.: Просвещение, 2022. – 224 с.
4. Контурные карты. 10-11 классы / авт.-сост. А.В. Матвеев. – М.: Просвещение, 2023. – 23 с.
5. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Мой тренажер. География. 10-11 классы. Базовый и углублённый
уровни / Ю.Н. Гладкий, В.В Николина. – М.: Просвещение, 2023. – 96 с.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются
через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
4.

Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01.

ОК 02.

ОК 04.
ОК 06.
ОК 07.

Раздел/Тема
Введение;
Р1, Темы 1.2, 1.3, 1.4;
Р2, Темы 2.1–2.6;
Р3, Тема 3.1
Введение;
Р1, Темы 1.2, 1.3, 1.4;
Р2, Темы 2.1–2.6;
Р3, Тема 3.1
Р1, Темы 1.1, 1.4;
Р3, Тема 3.1
Р1, Тема 1.2;
Р3, Тема 3.1
Р1, Тема 1.2;
Р3, Тема 3.1

Тип оценочных мероприятий
тестирование
кейс-задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе
доклады
рефераты
оценка составленных презентаций по
темам раздела
оценка работы с картами атласа мира
заполнение контурных карт
контрольная работа
оценка самостоятельно выполненных
заданий
дифференцированный зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».